Новости

ПОЧЕМУ ГОГОЛЬ СЖЁГ ВТОРОЙ ТОМ ЭПОПЕИ «МЁРТВЫЕ ДУШИ»

Журнал
«Русский человек в решительные минуты найдет, что сделать, не вдаваясь в дальние рассуждения».

   В мировой литературе, пожалуй, найдется не так много писателей, которые уничтожали свои написанные произведения. Ведь долгие столетия книги писались чернилами от руки и переписывались по многу раз. И даже если автор решался уничтожить написанное, то для этого должны были быть веские причины. К примеру, Александр Сергеевич Пушкин сжег десятую главу романа в стихах «Евгений Онегин». Поэт опасался политических преследований из-за того, что писал в ней о восстании декабристов. Правда, прежде чем уничтожить рукопись он сделал копию при помощи шифра, и благодаря этому исследователи смогли восстановить три полные строфы и отрывки четырнадцати других. Франц Кафка, Михаил Булгаков, Роберт Льюис Стивенсон уничтожали свои рукописи из-за отрицательных отзывов литературных критиков. А вот что же заставило Николая Васильевича Гоголя уничтожить второй том «Мертвых душ» до сих пор остается загадкой. И что тогда случилось на самом деле той роковой ночью 24 февраля 1845 года в доме на Никитском бульваре?

«Это-то называл он высшей степенью ума. Сохранить посреди каких бы то ни было огорчений высокий покой, в котором вечно должен пребывать человек, – вот что называл он умом!..»

В декабре 1828 года молодой Николай Васильевич Гоголь прибывает в Санкт-Петербург, обуреваемый грандиозными планами и мечтами о широкой общественной деятельности, которая, однако, виделась ему вовсе не на литературном поприще. Но, увы, его блестящим надеждам не суждено было осуществиться так скоро, как он ожидал. Многочисленные попытки поступить на сцену с треском провалились – в актеры его так и не приняли. Стать чиновником он тоже не смог, и вот тогда, когда его призрачная вера в светлое будущее стала таять, он и решил целиком отдаться литературе. Свою первую романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен» он опубликовал под псевдонимом В. Алов. Но после того, как критика разнесла поэму в «пух и прах» новоявленный писатель уничтожил весь ее тираж. Испытывая довольно смешанные чувства от своего провала, Гоголь все же не бросил пробы пера и решил выбрать совсем другой литературный путь. Николай Васильевич начал собирать материал для своих будущих рассказов из малорусского быта и преданий, изучал записи и стародавние легенды. Вскоре вышли в свет такие произведения, как «Вечер накануне Ивана Купала», «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь». С них и началось триумфальное восхождение Гоголя-писателя на литературный олимп. Великий зарождающийся талант автора был высоко оценен и критиками, и публикой. Вскоре перед ним открылась, наконец, перспектива той широкой общественной деятельности, о которой он так мечтал. А затем случилась судьбоносная встреча, оказавшее огромное влияние на дальнейшую  творческую судьбу автора.

«Но неизвестно будущее и стоит оно, пред человеком, подобно осеннему туману, поднявшемуся из болот».    

Благодаря своему успеху на писательском поприще у Гоголя появились литературные знакомства, самым важным из которых стало знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным. Как-то в один из вечеров тот поделился с Николаем Васильевичем своими воспоминаниями о кишиневской ссылке. Пушкину рассказывали, что в некоем городе Бендеры с момента присоединения к России, кроме военных никто не умирает. Начавшееся по такому поводу официальное расследование выявило, что имена умерших отдавались беглым крестьянам, не имевшим документов. Рассказанная собратом по перу история и натолкнула Гоголя на идею написания своей самой знаменитой книги. В письме Пушкину, датированному 7 октября 1835 года, он пишет: «Начал писать Мёртвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон». В мае 1842 года книга вышла под названием «Похождения Чичикова, или Мёртвые души, поэма Н. Гоголя». По задумке автора поэма должна была быть трехтомной. В первом томе авантюрист Чичиков, путешествуя по России, сталкивался исключительно с человеческими пороками, во второй же части судьба сводила главного героя с некоторыми положительными персонажами. В так и не написанном третьем томе Чичикову предстояло пройти через ссылку в Сибири и встать, наконец, на путь нравственного очищения. И вот почти сразу же окончив первый том, в 1840 году Гоголь приступил к написанию второго. Но, к сожалению, его планам не дано было осуществиться. На сегодняшний день существует три версии, что же тогда произошло в тот день и почему продолжения поэмы так и не случилось.

«... И оказалось ясно, какого рода созданье человек: мудр, умен и толков он бывает во всем, что касается других, а не себя...»

Единственным свидетелем того происшествия был слуга Семен. Когда он увидел, как Гоголь бросает в огонь свои рукописи, он пришел в ужас. И на вопрос «Что вы делаете?!» – писатель ответил: «Не твое дело» – и продолжил расправу. А завершив начатое, горько вздохнул и заплакал. Что же заставило Николая Васильевича так поступить? По одной из версий, причиной могло служить общее недовольство автора своим романом. Как потом вспоминал его друг граф Александр Толстой, утром следующего дня Гоголь, пораженный своим поступком, сильно сокрушался. «Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжёг всё. Как лукавый силён – вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил... Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь всё пропало». На самом ли деле произошла досадная случайность, или Гоголь хотел сжечь всего лишь ненужные бумаги и черновики, а рукописи были отправлены в камин случайно? Неизвестно.

Многие исследователи творчества писателя склонны придерживаться другой версии. Работа над продолжением «Мёртвых душ» не давалась, и Гоголь испытывал мучительные сомнения в том, что ему удастся довести задуманное произведение до конца. Плюс ко всему в последние годы жизни писатель ощущал постоянную слабость в теле, но вместо того, чтобы взять перерыв в работе и поправить здоровье, он все больше изнурял себя трудом. В одном из писем к поэту Николаю Языкову Гоголь писал: «Здоровье моё стало плоховато... Нервическое тревожное беспокойство и разные признаки совершенного расклеивания во всём теле пугают меня самого». Перенесенные тяжелые заболевания увеличили религиозное настроение Николая Васильевича, которое в нем теперь не редко стало замечать его ближайшее окружение. Все более часто он пророческим тоном раздавал советы и наставления, и был искренне убежден в том, что мало обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, а надо стремиться к внутреннему совершенствованию, которое даётся только богомыслием. Он стал очень строго соблюдать религиозные посты и порой его даже посещали мысли уйти в монастырь. Возможно, что его внутренний кризис был очень глубок, а душевных и физических сил осталось слишком мало. Может быть, всё вместе это и подтолкнуло писателя в ночь на 24 февраля бросить рукописи в камин и затем собственноручно их поджечь. Через девять дней после этого рокового события писатель скончался.

Выдвигалось также предположение – а действительно ли он сжег рукописи? Быть может, они были надежно спрятаны реакционерами, которые окружали писателя в это время? В 1959 году в журнале «Октябрь» даже появилась статья «Легенда о Гоголе» в которой говорилось, что он написал второй том «не так», как от него ждали критики и реакционная часть общественности и якобы недоброжелатели спрятали рукописи, сочинив легенду об их сожжении. Существовала версия, что рукописи и вовсе спрятали люди, благоволившие Гоголю, чтобы позже, в более счастливое с общественно-политической точки зрения время, явить их миру. С тех пор с определенной периодичностью в разных частях света вдруг обнаруживаются «находки» потерянных рукописей второго тома «Мертвых душ». В конечном итоге всегда оказывалось, что это были тексты уже известные, лишь незначительно видоизмененные. Как бы то ни было, но ещё не одно поколение литературных исследователей и поклонников творчества Николая Васильевича Гоголя будет ломать голову, что же по-настоящему произошло тогда – 24 февраля 1845 года в доме на Никитском бульваре, где в последние годы жил и работал автор?