Новости

ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК КАК РОДОНАЧАЛЬНИК ЕВРОПЕЙСКОГО РЕАЛИСТИЧЕСКОГО РОМАНА

Журнал
Начиная разговор о писателе, стоит сказать, что в его время читатели отдавали предпочтение произведениям романтического плана, рассказывающим о проблемах мятущейся личности. Так, поэмами и трагедиями Байрона восхищалось все просвещенное общество. Некоторое время романтическим двоемирием, присутствующим в творчестве английского поэта, был увлечен и сам Бальзак. Конфликт толпы и непонятой ею личности никого не оставлял равнодушным. Другая часть французского общества была очарована романом Гете «Страдания юного Вертера», в котором описывались душевные терзания юноши из-за неразделенной любви. Это произведение не могло оставить никого равнодушным, потому что в нем впервые уделялось столько внимания неразделенным чувствам юного сердца. Также были популярны исторические романы Вальтера Скотта. Бальзаку нравилось атмосфера приключений, в которую были погружены герои произведений романиста. Безусловно, писатель с уважением относился и к романтическому, и сентиментальному наследию, любил творчество В. Скотта, но признавал необходимость создания произведения нового плана, в котором было бы сделано грандиозное обобщение жизни общества и показано влияние среды на конкретного индивида. Поэтому он приступил к написанию эпопеи «Человеческая комедия».


Его серия романов, повестей, притч о жизни французского общества «Человеческая комедия» насчитывает 137 произведений, многие из которых хронологически связаны между собой. Произведения цикла поделены на три части: «Этюды о нравах», «Философские этюды», «Аналитические этюды». В каждой части, как и следует из названий разделов, содержатся произведения, затрагивающие разные аспекты человеческой жизни: нравственная сторона, философское и аналитическое осмысление жизни общества. 

Писателя интересовали все современные ему слои населения: и знать, и чернь. При этом ему важно было в своем творчестве передать конфликт разных социальных прослоек. Но описывая конфликт сословий, Бальзак избегает романтических преувеличений и сентиментальной чувствительности. Напротив, он рассказывает о жизни так, словно герои произведений ему знакомы лично. Кому-то он симпатизирует, в ком-то разочаровываться со временем. Чтобы герои, кочующие из одного произведения в другое, не совершали несвойственные им поступки, Бальзак старательно ведёт картотеку всех значимых действующих лиц «Человеческой комедии», что придаёт его повествованию логичность и документальную точность. Также писателя интересует процесс формирования личности. Так, в романе «Утраченные иллюзии» он показывает, как благородный юноша в силу пережитых жизненных обстоятельств разочаровывается в своих идеях, становится циником, лишенным каких-либо романтических иллюзий.

Стоит сказать, что Бальзак описывает человека не обособленной единицей, а в тесном взаимодействии с социальной средой.

Однако героев большинства произведений Бальзака сложно отнести к однозначно положительным или отрицательным. Чаще всего это сложные личности, прошедшие огонь, воду и медные трубы. Таким героев является Растиньяк, циничный прожигатель жизни, однако вначале стремящийся помочь другим избежать его ошибок. Описывая нравственное падение молодого человека, писатель описывает светские вечера, завсегдатаем которым становится юноша, показывая губительность влияния бездушного окружения на него. Стоит сказать, что о светских вечерах писатель рассказывает очень подробно, потому что они являются местом, где люди раскрывают свою подлинную сущность. Более того, разношерстные посетители салонов представляют собой весьма обширную галерею жизненных типов. Каждый посетитель салона уникален и типичен одновременно.

Также писатель в литературу вводит новый тип героини – «бальзаковскую женщину», женщину с уже со сложившимися взглядами на жизнь и своей позицией по отношению к обществу. Это не робкая барышня, а сильная и независимая персона, благодаря упорству занявшая свое место под солнцем.

Подведем итоги.

Заслуга Бальзака в том, что он стоял у истоков реалистического романа, описав и жизнь, и быт, и чувства современных ему людей в соответствии с принципами жизнеподобия без романтических штампов и сентиментальной чувствительности. Его преемниками стали практически все европейские писатели. Золя и Мопассан очень часто использовали наработки Бальзака, а Достоевский даже участвовал в переводе наследия писателя на русский язык.