Новости

И. А. БРОДСКИЙ КАК ПОЭТИЧЕСКИЙ НОВАТОР И ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Журнал
Иосиф Александрович Бродский, пожалуй, самый известный поэт второй половины XX века. О значении его поэзии существуют две диаметрально противоположные точки зрения. Одни считают его продолжателем традиций А. П. Пушкина, сделавшим слово Пушкина доступным для масс, другие не признают его заслуг в поэзии, считая наследие Бродского литературной какофонией.

Начиная разговор о творчестве Бродского, стоит сказать, что темы, поднимаемые им, традиционны как для русской, так и для мировой поэзии. Тема любви, дружбы, Родины актуальны и современны во все времена. Также, как и большинству поэтов, ему было присуще желание использовать наработки предшественников при создании своих произведений. В частности, он использует библейские («К Рождеству»), античные («Я как Улисс»), древнерусские мотивы («Узнаю этот ветер, налетающий на траву…» в поэзии.
В чем же тогда своеобразие Бродского и в чем его новаторство?

Прежде всего, он трансформирует поэтическую стилистику, намеренно добавляя в поэтическую лексику слова, намеренно будничные, что делает произведение эклектичным, сочетанием несочетаемого. В этом отношении интересно стихотворение «Я Вас любил», представляющее собой вольное обращение с одноименным произведением А. С. Пушкина.

Проанализируем его содержание.


Лирический герой Бродского, в отличие от лирического героя Пушкина, лишен романтического мироощущения, он резко прощается с предметом своей любви, его пожелание счастья трудно назвать идущим из глубины сердца. Скорее это вопль отчаяния покинутого человека, не способного найти покой измученной душе. Его отчаяние подчеркивается откровенно приземленной лексикой: «пломбы плавились от жажды», «всё разлетелось …на куски». При этом он старается превозмочь боль. Однако в его речи встречаются поэтизмы («жар в крови»), но их единичное использование делает образ лирического героя еще более резким, нервным, лишенным целости, хотя и наделенным сильным характером.

А теперь поговорим о форме стихотворения. Внешне оно сильно напоминает сонет, но при этом сонет лишен классического деления на катрены и терцеты. Это трансформация формы лишает стихотворение стройности, делает намеренно дисгармоничным.

Думается, дисгармония формы и содержания у Бродского намеренна, так как придает стихотворению экспрессию. Благодаря экспрессии этот осовремененный сонет надолго остается в памяти.

Одним из самых известных произведений поэта является стихотворение «Кто к минувшему глух и к грядущему прост». В нем поэт коснулся одной из самых популярных тем литературы – темы памяти. Поэт в этом стихотворении пытается понять место человека в этом мире, его значимость и ничтожность одновременно. Речевые конструкции, используемые Бродским, будоражат сознание смелостью и несвойственными русской поэзии метафорами: «Я увидеть хочу то, что чувствуешь ты», «стол-истукан» и т.д. Думается, к подобным поэтическим экспериментам Бродского побудило стремление оживить каноническую систему стиха. Он не мог довольствоваться славой «поэта формы», как это было модно в начале XX века, ему важно было донести до современного читателя свои мысли, а не усладить слух посетителей поэтических салонов. Отсюда игнорирование мелодики стиха и стремление сделать его похожим на прозу.

Также популярно стихотворение «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку». Это произведение полно иронии, в нем ощущается протест против ограничений жизни и чувствуется горячее желание жить в соответствии с зовом сердца и собственными убеждениями. Отсутствие поэтической лексики в стихотворении показывает опустошенность лирического героя и утрату надежды на перемены.

Заслуги писателя были признаны литературными экспертами, в частности, он был удостоен престижной Нобелевской премии «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».

Его творчество действительно всеобъемлюще, поскольку Бродскому удалось расширить границы поэзии, приблизить к жизни и сделать поэзию понятной и интересной людям, далеким от литературы, поскольку простота выражения мысли и экспрессия всегда находит эмоциональный отклик в сердцах людей.