Новости

ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ: 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ УИЛЬЯМА ТЕККЕРЕЯ

Журнал
Британская реалистическая проза XIX века содержит немало сатирических произведений, высмеивающих современное автору общество. Это общество снобов, лицемеров и чёрствых скряг. Мнимых добродетелей показывал в своих произведениях и герой нашей сегодняшней статьи – Уильям Теккерей. В этом году исполняется 210 лет со дня рождения писателя.

Уильям Мейкпис Теккерей родился 18 июля 1811 года в индийском городе Калькутта в семье высокопоставленного чиновника. Удивительно, что историю своей семьи писатель не отразил на страницах романов. Ведь когда-то мать Уильяма, Энн Бекер, влюбилась в простого прапорщика по имени Генри. Родители соврали девушке, что молодой человек погиб на войне, ведь бедный юноша был неподходящей партией для знатного семейства. Несчастная Энн вышла замуж за Ричмонда Теккерея, молодожёны уехали в Индию. Однажды отец писателя пригласил в гости своего товарища. Им был не кто иной, как Генри. После смерти Ричмонда он стал опекуном маленького Уильяма. Вскоре мальчик был отправлен в лондонскую школу. В юности Теккерей мечтал стать не только писателем, но и художником. Лучше всего ему удавались карикатуры и пародии.

Уильям Теккерей былстудентомКембриджского университета. Но наука не сильно интересовала юношу. Во время учёбы, он издавал юмористический журнал под названием «Сноб». Снобом называют человека, который слепо восхищается высшим обществом, неумело копирует манеры знати. Но самое страшное, что сноб бесчувственен к окружающим. Чтобы достичь своей цели, онидёт по головам.

Достигнув совершеннолетия, Теккерей получил немалое наследство, но вскоре растратил его на развлечения. А затем рухнул индийский банк, куда были вложены средства его отца. Уильям Теккерей начинает искать способы заработка, предлагает создать иллюстрации к«Запискам Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса, но получает отказ. Стоит отметить, что самыми известными мастерами остросоциальных романов вскоре станут и Диккенс, и Теккерей. Писатели даже будут соперничать, хотя авторский посыл их произведений различен. Диккенс по-доброму шутит над представителями высшего общества, наставляет своих героев на путь исправления. Вспомним того же Скруджа, переставшего ставить богатство выше помощи ближнему. Теккерей же показывает, что общество снобов неисправимо, его романы – «романы без героя».

Дебютом Теккерея стала книга «Флора и Зефир». Это была…книжка-картинка. Точнее, она представляла собой сборник забавных рисунков, пародирующих знаменитых артистов балета. Долгое время деятельность Теккерея была связана с журналистикой.  Не многие знают, что писатель использовал множество псевдонимов.

Первые романы Уильяма Теккерея были полны не только юмора, но и беспросветной грусти и тревоги. Это связано с неудачным браком: жена писателя оказалась психически больна. Семья распалась, а дети отправились к матери Теккерея. Но вскоре он смог купить дом, куда поселился вместе с дочками. Одна из них, Анна-Изабелла Теккерей (будущая леди Ричмонд Ритчи), тоже стала писательницей. Особую ценность составляют её воспоминания об отце.

В 1842 году в журнале «Панч» выходит цикл «Лекций мисс Тиклтоби». Псевдолекции, посвящённые истории Англии, были проиллюстрированы самим Уильямом Теккереем. В этих статьях автор пародировал не только научные труды, но и манеру изложения материала. Лекция была многословной, не содержала научных доказательств, словно ставила перед собой цель воспеть конкретных исторических личностей. При этом автор обращает внимание на то, как мало говорят историки о страданиях простого народа и воинов, павших на полях многочисленных сражений.

Одним из значимых произведений Теккерея периода 1840-х годов является роман «Карьера Барри Линдона», рассказывающий об авантюристе, который пытается стать джентльменом. Ничего не может остановить Барри на пути к достижению цели. Он готов перейти во вражескую армию, жениться по расчёту, отказаться от любых нравственных принципов. Герой романа понимает, что миром правят деньги и положение в обществе. В 1975 году режиссёр Стэнли Кубрик создал свою версию «Барри Линдона», сделав не самый известный литературный первоисточник знаменитым. Ни Теккерей, ни Кубрик не претендовали на историческую достоверность (хотя в романе упомянуто множество исторических лиц). Писатель создавал пародию на плутовской роман, а авторы фильма старались отобразить самые яркие его фрагменты. Роман о Барри Линдоне словно подготовил Теккерея к созданию настоящего шедевра – «Ярмарки тщеславия».

Роман «Ярмарка тщеславия» был завершён в 1848 году. Он печатался отдельными главами в одном из журналов. Писатель в свойственной ему юмористической манере признавался, что, начиная писать, он задумывался о том, какие сюжетные повороты смогут удерживать публику и растягивать повествование. Чем дольше печатался роман, тем выше был гонорар автора. Так ли это было на самом деле, мы уже не узнаем.

Название романа заимствовано из религиозно-нравоучительного сочинения «Путь паломника». Это рассказ о простодушных паломниках, попавших на «ярмарку житейской суеты», где продаются дома и титулы, драгоценности и соблазны. Ярмарка стала аллегорией на общество, в котором деньги и власть ставятся выше честности и сострадания.

Роман Теккерея повествует о двух подругах, вместе учившихся в пансионе: Эмилии Седли и Ребекке Шарп. Девушки являются полными противоположностями друг друга. Эмилия – добра и застенчива, Бекки – коварна и расчётлива. А ещё Шарп пытается любыми путями породниться с семьёй богатой подруги.

Ребекка Шарп будет триумфально шествовать по ярмарке тщеславия. Она выйдет замуж за представителя высшего общества, будет блистать в свете. Но взлёт Бекки в один момент оборачивается падением. Главная героиня вновь остаётся ни с чем.

А что же Эмили? Тяжело перенеся смерть любимого, она решает посвятить жизнь сыну. Но избалованный мальчик с юных не проявляет к матери нежных чувств. Он, словно Ребекка Шарп, думает только о своей выгоде. Читатель понимает, что добрые чувства Эмилии являются скорее глупостью и простодушием.

Судьба двух подруг тесно связана с историческими событиями и общественными настроениями. Теккерей изображает аристократов, военных и чиновников, разные семьи и разные социальные группы. Никого из персонажей романа-хроники нельзя назвать положительным героем. Каждый из них теряется, блуждая по «ярмарке житейской суеты».
В своём творчестве Теккерей с иронией и сарказмом утверждал несправедливость общественного устройства. Герои его произведений многогранны: в разные моменты своей жизни они могут проявлять и равнодушие, и доброжелательность, быть расчётливыми или испытывать истинные чувства. Произведения Уильяма Теккерея вновь и вновь заставляют читателей задуматься над тем, насколько тонка грань между добром и злом.