Новости

ПО СЛЕДАМ БЕЛИНСКОГО: СОВРЕМЕННЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРИТИКИ

Журнал
Распространённый стереотип, будто литературные критики – это снобы и брюзги, всегда готовые разнести в пух и прах любое произведение, очень далёк от истины. Без них невозможно представить современный литературный процесс – они открывают новые имена, выявляют неочевидные тенденции, срывают шлейф привлекательности с распиаренных пустышек…  Рассказываем о современных продолжателях дела Белинского, которых стоит почитать, чтобы быть в курсе происходящего в современной литературе. 

Галина Юзефович

Галина Юзефович – самый известный российский современный литературный критик. Она пишет книжные обзоры для портала Meduza, записывает вместе с переводчицей Анастасией Завозовой подкаст «Книжный базар», ведёт рубрику «Библиотека имени Эрнста» в шоу «Вечерний Ургант» на «Первом канале», выпустила три книги о современной литературе. Себя Галина Юзефович сравнивает с рыбой-лоцманом и видит свою задачу в том, чтобы помочь читателю сориентироваться в мощном потоке книжных новинок. В её книжных обзорах подробно, но без спойлеров излагается сюжет, мягко отмечаются достоинства и недостатки. Широкий кругозор (Юзефович пишет обо всём – от детективов до интеллектуальной прозы) и образование в области античной филологии помогают ей глубоко проникать в суть произведения и подмечать весьма неочевидные моменты. Вопреки расхожему стереотипу о критиках, Галина Юзефович практически не пишет разгромных рецензий – она полагает, что лучше не ругать плохие книги, а привлекать внимание к хорошим. 

Лев Данилкин

Лев Данилкин не занимается литературной критикой уже несколько лет  - последнее время он переквалифицировался в писателя и даже получил премию «Большая книга» за биографию Ленина «Пантократор солнечных пылинок». Однако в «нулевые» он был самым влиятельным книжным обозревателем. Его рубрика в журнале и на сайте «Афиша» зажигала новые звёзды и всерьёз влияла на продажи. Данилкин отличался ёмкими хлёсткими формулировками, точно отражавшими суть рассматриваемой книги. Даже названия сборников  его рецензий тех лет («Нумерация с хвоста», «Круговые объезды по кишкам нищего») демонстрируют, насколько неординарно и креативно мыслил Данилкин. Авторы, удостоившиеся от него хвалебных отзывов, с удовольствием помещали цитаты из них на обложки новых книг – фразы Данилкина были ярче и точнее любого рекламного слогана. Даже для всей русской литературы «нулевых» он нашёл очень точную метафору – «клудж» (на жаргоне айтишников так называется программа, теоретически которая не должна работать, но почему-то работает): литература, от которой никто ничего не ждал, производила важные и нужные тексты. 

Василий Владимирский

Многие книжные обозреватели охотно берутся за разные жанры, но Василий Владимирский – признанный специалист по фантастике. Впрочем, достаточно часто он заглядывают и на приграничные территории – в современной литературе вообще размыты границы между жанровой и актуально словесностью. Василий Владимирский не только пишет статьи рецензии, но и проводит масштабные фантастические мероприятия (он один из организаторов «Фантассамблеи», на которую приезжают даже звёзды мировой фантастики Джордж Мартин), составляет жанровые антологии, выпускает уникальную фантастиковедческую книжную серию «Лезвие бритвы». Для статей Василия Владимирского характерно использование нестандартных методов анализа текста и детальное знание своей сферы. Он легко проведёт читателей по самым сложным и запутанным фантастическим мирам, выявляя неочевидные отсылки и показывая, что фантастика гораздо многообразнее и безграничнее, чем кажется на первый взгляд. 

Мария Галина

Мария Галина в русской литературе – человек совершенно уникальный. Мощный прозаик, яркий поэт, блестящий переводчик (именно она перевела некоторые рассказы из легендарных «Книг крови» Клайва Баркера), вдумчивый критик, а ещё кандидат биологических наук и автор нескольких научно-популярных книг о живой природе. Кстати, естественно-научное образование помогает Марии Галиной и в работе критика: в её книге «Фантастика глазами биолога» предложен весьма необычный подход к рассмотрению инопланетных рас и их взаимоотношений друг с другом. Мария Галина ведёт рубрику HYPERFICTION в журнале «Новый мир», по мотивам которой вышел одноимённый сборник. Любое культурное явление в своих статьях она погружает в обширный культурный контекст, проводя неожиданные сопоставления и обнаруживая неочевидные связи. Современные бестселлеры и наследие античности, новые технологии и алхимическая философия несутся в стремительном полёте мысли, обогащая читателя новым взглядом не только на конкретное произведение, но и на весь окружающий мир. 

Валерия Пустовая 

Валерия Пустовая – представитель «толстожурнальной» критики. Её статьи обращены не к обычному читателю, который хочет выбрать себе подходящую новинку на выходные, а к вдумчивой аудитории, которая намерена детально осмыслить прочитанное и вступить в заочную интеллектуальную дискуссию с критиком. Валерия Пустовая сделала себе имя в начале «нулевых» громкими публикациями, тяготеющими к манифестам, на страницах крупнейших толстых журналов. Работая в традициях академической критики, она выстраивает иерархии и пытается упорядочить хаотичное течение литературного процесса. В своих статьях Валерия Пустовая постоянно выходит за рамки словесности, останавливаясь на этических, социальных и философских смыслах современной литературы. Её авторитет настолько высок, что в издательстве «Эксмо» даже выходила книжная серия «Критик Валерия Пустовая рекомендует».