Кто же такой меценат? Меценат – человек, который материально помогает науке и искусству за счёт личных средств. Как писал известный режиссёр Константин Сергеевич Станиславский: «Для того, чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты». Откуда появилось это название? Ещё до нашей эры в Римской империи жил человек по имени Гай Цильний Меценат. Его должностные обязанности были чем-то схожи с обязанностями современного министра культуры. Гай Цильний Меценат материально помогал многим талантливым поэтам.
С именем Мецената обычно связывают спонсорскую поддержку представителям культуры и искусства, но помогать благотворители могут любым нуждающимся. Так безвозмездная помощь существовала ещё в Древней Руси. На средства, собранные благотворителями, при монастырях строились больницы. Они функционировали не только как лечебные учреждения, но и как пункты помощи всем нуждающимся.
В Российской Империи меценатство стало активно развиваться в XVIII веке. Многие деловые люди занимались благотворительностью, считая её формой служения своему Отечеству. Меценаты могли принадлежать к самым разным сословиям: дворяне, купцы, даже бывшие крепостные. Вскоре уже целые династии становились меценатами.
А знаете ли вы, что Институт неотложной помощи имени Склифосовского был организован на базе Шереметьевской больницы – благотворительного заведения, построенного на деньги графа Шереметьева? Николай Петрович Шереметьев женился по любви на крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой-Ковалёвой. В те годы этот поступок был немыслимым вызовом обществу. Молодые были счастливы, но их счастье продлилось недолго. В 1803 году Прасковья умерла от туберкулёза. В память о любимой жене Шереметьев превратил строящийся в Москве дворец в благотворительное заведение, в котором были приют и больница для нуждающихся. Здание Шереметьевской больницы на Большой Сухаревской площади также носило название Странноприимного дома.
Одним из самых известных меценатов XIX века был Савва Тимофеевич Морозов. Онпроисходил из весьма известной в России старообрядческой купеческой семьи. Савва Тимофеевич являлся директором мануфактуры. Задолго до появления на предприятиях различных льгот российский меценат предоставлял своим сотрудникам пособия на детей и стипендии для обучения рабочих (в том числе и заграницей).
С конца XIX века он регулярно вносил большие пожертвования на строительство и развитие Московского Художественного театра. Сейчас этот театр называется МХАТ им. Чехова. Интересно, что многие российские меценаты помогали нуждающимся не для саморекламы. Например, Савва Морозов пожертвовал театру 300 000 рублей (по тем временам огромная сумма) при одном условии: не упоминать об этом в газете.
Династию Морозовых можно смело назвать династией российских меценатов. В нашей статье хотелось бы упомянуть о Варваре Морозовой. Почему? Скоро узнаете. Варвара Алексеева была женой одного из братьев Морозовых. Она считала, что тратить деньги нужно только для того, чтобы лечить и учить народ. Варвара Морозова строила не только больницы. В 1885 году она основала первую в Москве бесплатную общедоступную читальню им. И. С. Тургенева. Здание было рассчитано на 100 читателей. В наши дни библиотека находится по тому же адресу, что и во времена Морозовой: Бобров переулок, д.6.
Многие из нас, находясь в районе станции метро Павелецкая, замечали дом, похожий на сказочный терем. Это Государственный центральный Театральный музей им А.А. Бахрушина, основанный ещё конце XIX века.
В семье Бахрушиных была традиция: по окончании года, если он был финансово благополучным, выделять определённую сумму на помощь бедным, больным, учащимся. Алексей Александрович Бахрушин очень любил театр. Он коллекционировал афиши, программки спектаклей, фотопортреты актёров, наброски костюмов и личные вещи артистов. В 1894 году Бахрушин представил общественности целую выставку. Так Алексей Александрович стал основателем Московского литературно-театрального музея, где стремился представить историю русского театра. До наших дней дошла не только коллекция мецената, но и имя известного благотворителя: здание музея не только носит его имя, но и находится на улице Бахрушина.
Появление многих шедевров русской живописи также связано с именами меценатов. Один из них – Савва Иванович Мамонтов. Он родился в богатой купеческой семье. Савва Мамонтов увлекался театром, хотя по настоянию отца ему пришлось продолжить семейный бизнес: строительство железных дорог.
В 1870 году Мамонтов и его жена купили усадьбу писателя Сергея Аксакова в Абрамцево. Дом знаменитого мецената вскоре стал центром художественной жизни России. В Абрамцево подолгу жили и работали русские художники: И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В. А. Серов, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов. Стоит ли говорить, что Савва Мамонтов материально помогал художникам. Благодаря его поддержке появились картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Бурлаки на Волге» Репина, «Три богатыря» и «Алёнушка» Васнецова, «Бабушкин сад» и «Московский дворик» Поленова. Отдельного внимания заслуживает история картины «Девочка с персиками».
В 1875 году Валентин Серов познакомился с семьёй Мамонтовых. Художник некоторое время жил в Абрамцеве и был практически членом семьи. В качестве благодарности Серов очень хотел нарисовать портрет кого-то из его благодетелей. Но взрослым было некогда позировать, а мальчишек было нельзя заставить усидеть на месте. В итоге художник решил рисовать Веру Мамонтову. Творил Серов ежедневно и, к слову, весьма утомлял Веру. Всё же художник смог передать чувства счастья, комфорта и радости, царивших в столь любимой ему семье.
Все любители искусства могут наслаждаться великими полотнами из коллекции Третьяковской галереи. Первоначально она получила название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Кто же такие Третьяковы? Павел Михайлович Третьяков был предпринимателем. В середине XIX века он начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Его брат Сергей больше увлекался зарубежным искусством. Со временем и его экспонаты стали перемещаться в Лаврушинский переулок. В 1874 году для собранной коллекции появилось отдельное здание – галерея, которая скоро была открыта для всеобщего посещения.
Всё, что отдано — твоё. Наверное, этим принципом руководствовались меценаты, чьи имена и добрые дела мы помним до сих пор.