"Война и мир" – знаменитая киноэпопея Сергея Бондарчука 1967 года. Фильм и сейчас впечатляет масштабными историческими панорамами, реалистичными батальными сценами, внимательной психологической прорисовкой как центральных, так и второстепенных персонажей. Стоит сказать, что успех фильма стал во многом возможным и благодаря бережному отношению сценаристов к литературному первоисточнику. Бондарчуку в киноэпопее удалось одинаково хорошо передать и толстовскую "мысль семейную" и и не менее важную "мысль народную". Старания режиссера были достойно оценены кинокритиками. Так, в 1965 году фильм получил главный приз "Московского международного кинофестиваля", а в 1969 году картина была удостоена сразу двух престижных премий - "Оскара" и "Золотого Глобуса".
В список самых известных картин российского кинематографа нельзя не включить многосерийный телефильм "Семнадцать мгновений весны", поскольку эта картина Татьяны Лиозновой 1974 года впервые воспела подвиг советских разведчиков, вынужденных рисковать жизнью ради грядущей победы. Хотя литературным источником фильма послужил одноименный роман Юлиана Семенова, при создании картины режиссер в не меньшей мере обращалась и к документальным источникам, о чем она рассказывала в интервью журналисту Леониду Парфенову. Прекрасный актерский ансамбль, задействованный не только в центральных, но и во второстепенных ролях, также способствовал раскрытию творческого замысла режиссера. Фильм получил заслуженное признание в СССР и странах социалистического лагеря. В 1976 году фильм получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевым, а в 1978 году – премию КГБ СССР.
"Москва слезам не верит" – фильм 1979 года Владимира Меньшова, любимый зрителями разных возрастов. Эта картина был удостоена премии "Оскар" в номинации «лучший фильм на иностранном языке". И хотя перед нами простая история покорения столицы провинциальной девушкой, картина смотрится на одном дыхании. Есть в ней место и сентиментальности, и городскому романсу. Очень реалистично поставлены и сцены боя в фильме. Баталов в многочисленных интервью признавался, что драка в картине была далека от знакомого артисту сценического боя и требовала от него колоссальной работы над собой.
"9 рота" – фильм Федора Бондарчука, вышедший на экраны в 2005 году. Картина интересна тем, что в ней была предпринята попытка воссоздания военных реалий Афганской войны. "9 рота"стала самым кассовым фильмом российского проката в 2005 году, однако заветной премии "Оскар" получить ему не удалось. О картине хорошо отзывались многие деятели культуры, в частности, за хороший актерский ансамбль хвалил военную драму Иосиф Кобзон.
"Левиафан" – картина Андрея Звягинцева 2014 года стала знаковым событием в мировом кино. Фильм вошел в конкурсную программу Каннского кинофестиваля, получил "Золотой глобус" и был номинировал на премию "Оскар". Режиссер в фильме коснулся актуальных проблем современности: места человека в окружающем мире, взаимоотношений человека и власти. Библейский символизм, которым пронизана картина, придала "Левиафану" глубину и философский подтекст. В частности, название отсылает к морскому чудовищу из Ветхого завета, но приобретает в контексте описываемых в фильме событий значение социального зла и беспредела.
Как мы видим, российские картины прочно интегрированы в мировое киносообщество. При этом наибольшей популярностью пользуются фильмы, раскрывающие нашу самобытность и рассказывающие о наиболее важных исторических событиях в контексте жизни простого человека.