Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» получил якутский режиссер «Пугала» Дмитрий Давыдов, приз за лучшую женскую роль - актриса фильма Валентина Романова. А приз за режиссуру и за лучшую мужскую роль взяли Филипп Юрьев и чукотский актер-дебютант Владимир Онохов, они привезли на фестиваль фильм «Китобой».
Обо всем по порядку: герой «Китобоя», чукча Лешка, - обычный парень, который зарабатывает на жизнь китобойным промыслом, а с девушками общается в Интернете. Там же он влюбляется в улыбчивую модель Holly999 (Кристина Асмус). Девушка, как предполагает главный герой, живет в Америке. Чукотка — недалеко от американской границы, так что Лешка, подтянув в библиотеке английский язык (да, у нас так можно!), отправляется в путь.
Работа над этим фильмом заняла у режиссера Филиппа Юрьева почти десять лет. После просмотра фильма становится ясно, почему картина разрабатывалась так долго: «Китобой» поражает переходами из мифологии в приземленную действительность. Юрьеву удалось ярко показать красоту внешнего пространства и внутреннего мира героев, трагичность первой любви, чистой и наивной. Безусловно, «Китобой» должен выйти за пределы «Кинотавра», потому что у Филиппа Юрьева получился абсолютно универсальный сюжет о шрамах взросления, которые есть у всех зрителей. И в то же время, это история, понятная только нам - несмотря на то, что фильм зафиксировал влечение к культуре Америки, он получился уникальным и самобытным. Теперь нужно надеяться, что у изобретательного режиссера Филиппа Юрьева не уйдет десять лет на съемку следующего фильма.
Якутское «Пугало» снималось немного по иной системе - фильм не делает акцент на истории своего происхождения. Дмитрий Давыдов не спекулирует на этнике - он рассказывает притчу о пугале. Пугало - прозвище деревенской юродивой, которая может вылечить любую болезнь. Каждый визит больного отнимает у нее жизненные силы, но односельчане не ценят заботы, они не способны выражать благодарность и сострадать, жители села жестоко травят знахарку, от этого «Пугало» на «Кинотавре» часто сравнивали с «Чучелом», настолько явна связь.
Когда Дмитрий Давыдов вышел за призом от критиков, он ограничился простым и лаконичным «спасибо». Эта внешняя непоколебимость и бесконечная внутренняя благодарность - яркие признаки якутского кино. Дмитрий Давыдов освоил техники режиссуры самостоятельно, более того - в Якутии до сих пор работает всего один цветокорректор, через которого проходят десятки фильмов. Профессиональных актеров в Якутии тоже немного, но это не мешает участникам лент играть искренне и показывать свою настоящую жизнь. Якутское кино не использует классические приемы, не придерживается стандартов и не привязывается к привычному хронометражу. Что это, если не дерзкий вызов киноискусству?
Преданность своему делу у Дмитрия Давыдова сочетаются с невероятной продуктивностью - за 3 года он выпустил 3 фильма. При этом режиссер очень требователен к себе, к работе съемочной группы и к продукту, который он выпускает. Даже после того, как якутское кино впервые было так высоко оценено, режиссер сомневался, не топчется ли он на месте. Однако победа абсолютно заслужена.
Дмитрий Давыдов и Филипп Юрьев - талантливейшие первопроходцы, открывшие Чукотку и Якутию для массового зрителя. Не остается никаких сомнений в том, что это стоит увидеть. Россия - невероятно большая страна. Существует огромное количество мест, которые ждут, когда расскажут их историю.