Новости

КТО ТАКАЯ ГЕРТРУДА СТАЙН? ПИСАТЕЛЬ ИЛИ НАСТАВНИК?

Журнал
Гертруда Стайн, американская писательница-авангардистка, поэтесса и драматург, родилась в Аллегейни, штат Пенсильвания, 3 февраля 1874 года. При жизни она была известна как “американский эксцентрик в Париже”, который собирал и поддерживал постмодернистское и кубистическое искусство.

Хотя она была плодовитым писателем и оратором, ее литературный вклад был маргинализирован и редко признавался. В возрасте шестидесяти лет, поражая как своих друзей, так и врагов, она добилась международного признания, когда ее книга " Автобиография Элис Б. Токлас (1933) стал сенсационным бестселлером. Позже ученые считали Штейна одним из самых влиятельных писателей двадцатого века, которого часто называли “Матерью модернизма".” Влияние Штейна на молодое поколение писателей, таких как Эрнест Хемингуэй, Шервуд Андерсон и Роджер Райт, недооценивалось и редко исследовалось. Она до сих пор продолжает вдохновлять на оригинальное написание, проверяя и бросая вызов традиционным литературным и языковым формам.

 Гертруда Стайн была ключевой фигурой в развитии модернизма в искусстве и литературе, а также членом Потерянного поколения в Париже. Будучи личностью более чем жизненной, она поощряла таких художников, как Пикассо и Хемингуэй, и была успешным писателем.


Исключительно разносторонние и новаторские работы Стайн пытаются передать кубистическую перспективу в литературной форме. Ее лингвистические и стилистические эксперименты проникают практически в любой известный литературный жанр. У нее сложились "личные отношения" с частями речи, фонетикой, морфологией, грамматической пунктуацией и значениями простых слов. Движимая желанием выразить себя по-новому, оторваться от литературы девятнадцатого века, подобно вновь формирующемуся изобразительному искусству, которое создавалось в Париже в начале двадцатого века, она создавала произведения, которые часто были непонятными и “трудными".

 Следовательно, многие из ее работ оставались неопубликованными на момент ее смерти в 1946 году, а некоторые нашли распространение и признание с помощью Элис Б. Токлас, которая основала небольшую прессу, простое издание, специально для этой цели.


В раннем детстве родители Гертруды, Дэниел и Амелия (Кейзер) Стайн и их пятеро детей переехали по всей Европе, а затем поселились в Окленде, штат Калифорния, в 1880 году. К тому времени, когда Стайн исполнилось семнадцать, она потеряла обоих родителей и переехала в Сан-Франциско со своим старшим братом Майклом. В 1892 году Гертруда и ее сестра Берта переехали в Балтимор к своей тете по материнской линии. Год спустя, следуя по стопам своего брата Лео, она поступила в Гарвардский Рэдклифф-колледж и училась у Хьюго Мюнстерберга, Уильяма Вон Муди и Уильяма Джеймса, своего наставника, оказавшего самое большое влияние на её творчество. Позднее, Стеин переехала к Токлас. Во время учебы в Рэдклиффе она провалила экзамен по латыни, и ей было отказано в получении степени, которая в конечном итоге была присуждена ей в 1898 году. По совету Уильяма Джеймса она поступила в Медицинскую школу Джона Хопкинса в 1897 году, но провалила все четыре курса и не получила ученой степени.



Во время Первой мировой войны Стаин мало писала из-за своего переезда из Парижа. После войны она заинтересовалась “игровой формой” и написала "Географию и пьесы" (1922). Гертруда написал сорок семь пьес в период с 1913 по 1920 год и сорок три пьесы в период с 1920 по 1933 год. В своих пьесах и сценках Стаин продолжала экспериментировать со словами и формами. Сюжет, персонажи и общепринятые диалоги практически отсутствуют в ее пьесах, которые состоят из фраз и лингвистических структур, цитируемых различными актерами, приходящими и уходящими. Стаин связывала драматургию с пейзажами.


Исчерпав драматическую форму, Гертруда снова занялась “формой повествования".” Во время работы над автобиографией Алисы Б. Токлас, она “сделала довольно интересное открытие”, что “слова других людей сильно отличаются от ваших собственных, и что они не могут быть результатом ваших внутренних проблем как писателя.” При написании Автобиографии она объясняет: “Я воссоздала точку зрения кого-то другого. Поэтому слова текли с определенной плавностью.” Проблема повествования тесно связана с ощущением времени; великие повествования, по ее мнению, лишены исторического времени. Ее цель состояла в том, чтобы изобразить “существование, приостановленное во времени.” Во время интервью с Робертом Бартлеттом Хаасом (1973), за шесть месяцев до своей смерти, она все еще размышляла над проблемой времени в форме повествования.


Во время отдыха на юге Франции 19 июля 1946 года Гертруда Стайн упала в обморок и была госпитализирована в американскую больницу, где ей предстояла операция. 23 июля ей удалось написать завещание, гарантирующее Токлас контроль над ее имуществом, пожертвование ее портрета Пикассо в Музей Метрополитен в Нью-Йорке и ее неопубликованных рукописей в библиотеку Йельского университета, а также доверив своему давнему другу Карлу Ван Вехтену средства для публикации всего корпуса ее неопубликованных работ. 27 июля Штейн умер от рака во время операции. Гертруда Стайн похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже.


Так кто-же такая Гертруда Стайн, писатель или наставник? В своё время, бесспорно, она была и тем и другим. Стайн была писателем, оказывающим влияние на круг творческих личностей, которые, в свою очередь, оказывали влияние на её собственное творчество. Один сложные вопрос, который задаёт автор текста, картины или любого произведения искусства, влечёт за собой новые сложные вопросы. И вопросы, волновавшие саму Стайн, способны всколыхнуть мировосприятие кого-нибудь, спровоцировав его на новый шедевр, которому суждено затронуть новую душу уже её наставить на пути осмысления прекрасного.