Новости

«СУДЬБА ФРАНКЕНШТЕЙНА». КУЛЬТОВЫЕ ЭКРАНИЗАЦИИ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ РОМАНА

Журнал
Идея этого романа возникла абсолютно случайно, а его создательница и  вовсе не думала о будущей мировой славе.

Если бы не холодное и дождливое лето 1816 года, этот роман вряд ли когда-либо появился на свет. Мэри Шелли и её муж, английский поэт Перси Шелли, отдыхали в это время в Швейцарии. В деревне с названием Колоньи прямо на берегу Женевского озера они сняли  скромный домик, рядом с ними арендовал виллу знаменитый писатель Лорд Байрон.  Все вместе они проводили время за творчеством, катанием на лодке и ночными беседами. Вместо летней жары, все время беспрестанно лил дождь, было сыро и холодно, поэтому большую часть дня компания вынуждена была проводить дома. В один из таких не погожих дней, сидя у камина на вилле Байрона, друзья развлекалась чтением немецких рассказов о привидениях. Это  занятие натолкнуло  их на идею - устроить состязание в написании страшных рассказов. Байрон сочинил короткий рассказ о вампирах, а Мэри, придумала новеллу про Франкенштейна и созданного им монстра.

«Даже человек средних способностей, упорно занимаясь одним предметом, непременно достигнет в нем глубоких познаний».

По признанию писательницы образ главного героя привиделся ей во сне. Это был бледный ученый, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. «Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нём проявились признаки жизни, его движения были скованы и лишены силы». Вполне возможно, что на замысел романа ее подтолкнули эксперименты философа и поэта XVIII века Эразма Дарвина. Он занимался вопросами гальванизации, (в то время этот термин означал процесс воздействия электрического тока, — по методу Луиджи Гальвани, — на мёртвый организм, которое вызывало сокращение мышц и видимость оживления).

Начиная работу над произведением, которое изначально должно было быть в жанре новеллы, Мэри в итоге написала целый роман, ставший для нее первым и получившим название «Франкенштейн, или Современный Прометей».

«Я впервые перешагнула из детство в жизнь».

История литературы знает мало случаев, когда первая повесть начинающего автора, написанная в девятнадцать лет, становиться частью национальной классики и приобретает международную известность. Роман вышел в свет, в 1818 году и первоначально публика воспринимала его попросту как занимательную фантастическую повесть. Но уже позже образ Франкенштейна стал приобретать значение обобщающего символа. Мир знает немало случаев, когда человеческий разум обращается против самого себя. Вдохновленный идеей создать нечто особенное для всеобщей пользы, герой романа Франкенштейн достигает своей цели. Он вдохнул новую жизнь в иную материю и создал нового сверхчеловека – гиганта, наделенного необычайной мощью, выносливостью и энергией.

«Разве я просил тебя, творец, меня создать из праха человеком?»

Этот научный прорыв оказался величайшей трагедией,не только для самого Франкенштейна, но и для его «изобретения». Ученый даже не подозревал, какую опасную, ускользающую от его власти и контроля силу ввел он в этот мир в результате своего эксперимента.

Роман, который не теряет популярности и в наше время, переиздавался  уже не один раз.  Также интересна его судьба  в мире кино и театра. Первая экранизация датируется 1910 годом. Вплоть до 70-ых годов фильм считался утраченным, к счастью, потом копия нашлась – и сейчас насладиться одним из первых образчиков готического хоррора может любой желающий.

Но по настоящему культовым он стал в 1931 году. Знаменитая фраза Франкенштейна «It’s alive» перекочевала кстати из спектакля, а затем стало обязательной частью всех версий этого сюжета. Джеймс Уэйл, один из основателей жанра фильмов ужасов в звуковом кино создал поистине шедевр  для того времени. Образ монстра, с торчащими из шеи болтами, блестяще сыгранным актером Борисом Карлоффом стал одним из самых известных и пародируемых в истории кино.

Фильм «Франкенштейн Мэри Шелли»,  вышедший на экраны в 1994 собрал всех звезд кинематографа и стал поистине шедевром. Продюсером фильма выступил Фрэнсис Форд Коппола, соавтором сценария — Фрэнк Дарабонт (ему принадлежит экранизация «Побега из Шоушенка» и «Зеленая миля» Стивена Кинга). Роль монстра изначально должен был исполнить  Жерар Депардье, но он отказался. И этот образ великолепно воплотил на экране Роберт де Ниро, а роль невесты гениального ученого досталась Хелене Бонэм Картер.

В 2015 году режиссер Пол Макгиган снял свою версию знаменитого романа.  Фильм «Виктор Франкенштейн» можно по праву считать  одной из лучших экранизаций романа последних лет. Актерский дуэт Джеймса Макэвоя и Дэниела Рэдклиффа мало кого оставит равнодушным.

Как ни странно, но все последующие киноадаптации романа сравнивали именно с версией 1931 года, ее и в наши дни интересно смотреть и пересматривать.

Роман Мэри Шелли оказался привлекательным и для мира театра. Пьеса «Презумпция, или Судьба Франкенштейна» была поставлена в Лондоне в 1823 году и оказалась настолько популярной, что продержалась в репертуаре разных театров до 1850 года. Кстати, сама автор  считала спектакль идиотским, но хвалила игру исполнителя роли монстра.В спектакле появился помощник ученого горбун Фритц,  а сам монстр онемел.

В июне 2010 года было объявлено, что Дэнни Бойл поставит в Национальном театре Великобритании спектакль по знаменитому  роману  Шелли.В качестве исполнителей главных ролей к спектаклю были прикреплены Бенедикт Камбербэтч, в то время наиболее известный в качестве Шерлока из одноимённого телесериала BBC, и Джонни Ли Миллер. По задумке режиссера  актёры должны были меняться ролями каждый вечер, по очереди играя Виктора Франкенштейна и его Создание. Такая перемена позволит углубить отношения между главными героями, которые «создают друг друга». Спектакль получил исключительно благоприятные отзывы от всех ведущих театральных критиков и пользовался огромной популярностью.Все критики высоко оценили и использование вращающейся сцены Национального театра, световые и постановочные решения. Игра главных исполнителей в обеих ролях вызвала массу положительных эмоций среди рецензентов, которые «не смогли определиться, кого в какой роли предпочесть». Музыкальное и звуковое сопровождение было создано группой Underworld,ранее работавшей с Дэнни Бойлом над фильмами «На игле», «Пекло».

Воздействие, которое эта история оказывала и продолжает оказывать на умы, невозможно объяснить только литературными достоинствами романа. Чтобы так поражать воображение миллионов людей на протяжении многих лет, она должна быть универсальной. Франкенштейн уносит в могилу с собой тайну своего великого открытия, а созданное им чудовище проклинает и себя и своего творца. Еще не одно поколение будет читать с упоением  этот гениальный роман, в надежде на его все-таки счастливую развязку. Стоит отметить, что из всех экранизаций, пожалуй, только в самом первом фильме, снятом в 1910 году на студии Томаса Эди вместо оригинальной концовки случился хеппи-энд.