Мистический жанр не очень популярен и слабо тиражируется в нашей современной культуре, несмотря на огромный народный багаж страшилок, сказок про упырей – всего того, что мы читали с фонариком под одеялом в детстве. Однако в 2021 году Дмитрий Глуховский, автор легендарной серии книг о постапокалиптическом «Метро», нарушает эту тишину выходом нового сериала «Топи», где выступил сценаристом. Стоит ли заглянуть в эти сумрачные края? Несомненно.
«Топи» режиссера Владимира Мирзоева вышли на «КиноПоиск HD» 28 января. Завязка сюжета вполне стандартная: пятеро молодых москвичей принимают спонтанное решение сбежать из столицы в далёкую деревню, и у каждого из них на это есть причины.
7 серий «Топей» выходили на «Кинопоиске» раз в неделю. Это подогревало фантазию, Интернет пестрил теориями происходящего и активными откликами в ожидании свежего эпизода. Почему большинство героев такие неприятные? Куда привёз их от станции водитель? Может, на самом деле они просто умерли и застряли в посмертии? Что это, русский «Твин Пикс»? Сериал уже доступен полностью, но обсуждения всё так же актуальны: магия Глуховского в том, что каждый зритель попадает в собственные «Топи» и сам ищет в них дорогу. Мы не хотим давать готовых решений, но сделаем несколько предположений.
После того, как ребята выходят из поезда, с ними почти ежеминутно начинает твориться необъяснимое и невыразимо странное. С первой серии проступает задумка писателя: после предсказуемой жизни в мегаполисе горожанин сталкивается с «периферией» и плохо понимает, куда податься. Ведь чудотворный монастырь, куда направлялась молодёжь, оказывается пугающими развалинами, простой водитель — загадочным посланником, а обитатели вымирающего селения — недружелюбными и явно что-то скрывающими отшельниками. Характеры жителей города и деревни доведены до гротеска, но это своего рода изюминка.
Главные герои, пусть и не тянут на архетипы, неплохо отражают столичную молодёжь. Прогрессивный стартапер Денис (Иван Янковский), который организовал поездку, неизлечимо болен, поэтому предельно циничен. Максим (Тихон Жизневский) — беспринципный журналист, готовый на всё ради сенсации. Эля (Софья Володчинская) — девушка из мусульманской семьи, которая может поступиться многим за свою свободу. Катя (Екатерина Шпица) боится старости и одиночества. Соня (Анастасия Крылова) потеряла сестру и задыхается от власти своего отца. Возможно, кого-то эти ребята оттолкнули именно своей натуральностью.
В каждой серии молодые люди раскрываются по-новому, потому что их ждут внезапные открытия и встречи с колоритными местными. Всё это сопровождается рваными хип-хоп-ритмами дуэта АИГЕЛ и тревожными скрипичными вспышками, которые напоминают другую таинственную историю – немецкий сериал «Тьма». Если говорить о сюжете и динамике эпизодов, Глуховский играет с жанрами, затрагивая то детектив, то триллер с погонями, то драму о вечных ценностях. Погружение в «Топи» может быть тревожным, волнующим и даже отвратительным – но точно не скучным.
Пусть красной нитью сериала является история «попаданцев», так не попадал ещё никто. Мало того, что герои еле знакомы друг с другом и с жуткой деревней — им предстоит познакомиться с хтонической силой, которой здесь пронизана жизнь. Ритуальная тёмная Россия засасывает новичков в трясину и не хочет выпускать обратно. Каждый из гостей находит свой главный кошмар и пытается бороться с ним. Складывается впечатление, что Топи видят человека насквозь и, как любая стихия, не знают милости.
Сериал описывает русскую глубинку, однако его создателям удаётся не только избежать штампов и «клюквы», но и сделать жителей своего Запределья органичными, по-своему стильными. Разухабистые бывшие зэки, полицейский на древней машине с надписью «Милиция», безумные старики, подозрительный священник, прекрасная нимфетка в загнивающей деревне – всё это звучит странно и комично лишь пока не увидишь собственными глазами. У каждого из них своя история, свой взгляд на мир, не говоря уже о центральной многозначительной фигуре, раскрывать личность которой мы не будем.
И, конечно, зритель найдет в «Топях» мрачную эстетику и парадоксальный уют. Знакомые до боли посиделки в купе поезда и чаепития в бабушкиной гостиной раскрывают тёплую сторону. Пронзительно тревожные леса, пустынные водные просторы, врастающие в землю древние дома — пейзажи холодной, но притягательной стороны этих заколдованных мест.
Есть любители вечерних страшилок, есть ценители странной экзотики, а есть искатели глубоких смыслов. Каждая из этих тропинок уже проложена в «Топях». По какой бы из них вы ни пошли, вас ждут загадки, и они хотят быть разгаданными.