Новости

СПАСИТЕЛЬ НОТР-ДАМ ДЕ ПАРИ: ВИКТОРУ ГЮГО - 220

Журнал
«Великие здания, как и высокие горы, – создания веков»

 Если бы не выход этого романа, то сегодня бы уже не существовало одного из самых великолепных архитектурных ансамблей в мире. Сначала его собирались снести, потом хотели перестроить. Неожиданный успех этой книги позволил сохранить его в неприкосновенности, а также посодействовал возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь. 

И по сей день в Париж стекаются толпы туристов, желающих насладиться красотой кафедрального собора. И хотя он увековечен во множестве произведений искусства, но, пожалуй, первое, что приходит на ум при словах Notre-Dame de Paris – Собор Парижской Богоматери – это одноименный роман Виктора Гюго, вышедший в свет в марте 1831 года. 

Трагическая история любви, разворачивающаяся на фоне романтического описания средневековой архитектуры, мало кого оставила равнодушным. Публика приняла роман с восторгом. Сам автор написал его буквально на одном дыхании, хотя для него это совсем не свойственно, и над другими своими произведениями он трудился долго и кропотливо. Даже начавшаяся Июльская революция 1830 года, из-за которой он был вынужден эвакуироваться с семьей подальше от Парижа, и потеря черновиков и выписок не повлияли на его вдохновение. Чуть ли не впервые в мировой литературе главным героем романа оказался вовсе не человек, а здание – в данном случае целый собор. 

Уже с первых страниц чувствуется особое отношение автора к этому каменному творению. Детальное описание, которого настолько живописно, что читатель словно воочию видит мастерски выполненные скульптуры мрачного средневековья, его колокольни и башни, расположенные в верхней части собора страшные изображения горгулий и химер, которые своими мордами навевают мистический ужас. Эти уродливые фантастические существа с телом обезьяны и крыльями летучих мышей являются наилучшим символом человеческих грехов и сил зла. 

Забегая вперед, хочется отметить, что Гюго был практически первым человеком во Франции, который создал роман с опорой на исторические источники. Целая книга посвящена, с одной стороны – описанию собора, с другой – описанию Парижа. Дело в том, что писатель великолепно знал город – его улочки и проулки, историческую фактуру, поэтому фактических ошибок в романе не так уж и много. И если широкая публика буквально с упоением читала новое произведение автора, то литературные критики, увы, были сдержанны в своих рецензиях, что писателя, в принципе, не очень сильно и беспокоило. Гюго всегда стремился завоевать любовь читателей.

«Как жесток переход от ученических мечтаний к будням»

Первые пробы пера юный Гюго совершил в четырнадцать лет. Им были написаны две трагедии, которые впоследствии потерялись. Огромное влияние на его будущее творчество оказали многочисленные путешествия вместе с родителями. В пятнадцать лет он исписывал десятки тетрадок стихами и переводами латинских поэтов, которые потом безжалостно уничтожал. По его собственному мнению, они были недостаточно хороши.  

Уже в молодости Гюго решил быть «Шатобрианом или никем». И надо сказать, что ему это практически удалось. Как и его вдохновитель Франсуа Шатобриан (известный писатель, политик и дипломат) Гюго будет продолжать содействовать развитию романтизма, и при этом занимать весомое место в политике, как лидер республиканизма, из-за чего в дальнейшем будет сослан в ссылку. Но пока его страсть к красноречию и рвение к писательскому труду с самых первых работ принесли успех и славу. 

В двадцать лет он публикует свой первый поэтический сборник «Оды и разные стихи». На волне успеха следует публикация сборника «Оды и баллады», что окончательно закрепило за Гюго славу великолепного поэта, настоящего мастера лирики и песни. После этого писатель решает попробовать свои силы в жанре художественной литературы.  

В 1829 году выходит повесть «Последний день приговорённого к смерти». По задумке автора это был своего рода дневник, в котором главный герой романа описывает свои мысли последних дней жизни перед казнью. Книга вызвала различного рода толкования и полемику, и даже литературные пародии. К слову, она произвела неизгладимое впечатление на Достоевского, который когда-то тоже был приговорен к расстрелу. Многие исследователи позже находили параллели и отсылки к творчеству Гюго в его романах «Идиот» и «Бесы».

«Когда человеком владеет одна мысль, он находит её во всём»

Как свойственно многим гениям, Гюго был невероятно одаренным человеком в разных областях. Помимо писательской деятельности, современники знали его еще и как неплохого художника. До сих пор сохранилось около 4000 работ писателя, которые выставлены во многих музеях, некоторые из них находятся у частных коллекционеров. И сегодня они имеют все такой же успех и продаются на аукционах. 

В основном это картины, написанные чернилами и карандашами, а также небольшие наброски пером и черной тушью на обычной бумаге, датированные периодом с 1848 по 1851 год. Великий Делакруа, который делал эскизы костюмов для первой пьесы Гюго «Эми Робсарт», был поражен художественным талантом писателя. 

Если бы Гюго стал художником, то затмил бы всех живописцев современности. Это увлечение вылилось в знакомство со многими известными в то время художниками и иллюстраторами, которые вдохновившись его работами создавали собственные шедевры. Наверное, самым известным иллюстратором книг Гюго является художник Эмиль Байар. Его картина, на которой покинутая Козетта метет полы в кабаке у Тенардье, стала символом романа «Отверженные». Работа над этим произведением заняла у Гюго около двадцати лет. 

В этой книге отображено все, что занимало тогда автора – проблемы неравенства в обществе и борьба за справедливость, законы жестокости и человечности, непостижимые лишения и нестерпимые страдания в судьбе человека. До сих пор именно это произведение принято считать апофеозом творчества писателя и одним из величайших романов XIX столетия. 

Помимо своей активной писательской деятельности, Гюго принимал активное участие и в политической жизни Франции. Он был избран в Национальную Ассамблею, получил звание пера, защищал свободу печати, отмену смертной казни и исключительных законов. Во время государственного переворота в декабре 1851 года он сражался на баррикадах, из-за чего был вынужден надолго покинуть страну. Вдали от Родины он провел восемнадцать долгих лет.

«Без любви и нежности жизнь не что иное, как мертвый, ржавый, скрипучий и безобразный механизм»

Пока Париж находился во власти коммуны, Гюго жил в Брюсселе. Он был глубоко подавлен сложившейся ситуацией, и находясь под влиянием этих чувств приступил к работе над новым романом. «Человек, который смеется» вышел в свет в 1869 году и наглядно продемонстрировал все богатство и своеобразие его художественного метода. 

Виктор Гюго писал на протяжении 60 лет. После себя он оставил около 50 томов романов и драм, более 25 томов стихов и около сотни научных и публицистических (философских) сочинений. Он так и остался романтиком в душе и всегда отстаивал свои идеалы. Созданные им произведения прошли свою проверку временем и остаются актуальными и понятными для современных читателей до сих пор. 

Гуляя сегодня по улочкам Парижа, который так любил писатель, вы не сможете обойти стороной Нотр-Дам, при взгляде на который вы неизбежно вспомните печальную историю о горбуне, священнике и прекрасной цыганке, чьи образы неразрывно связаны с этим собором навеки.