«Не могу чётко объяснить той удивительной вещи, что мои книжки одинаково читают как дети, так и взрослые».
Себя же Янссон и вовсе не считала писателем, её истинным призванием было искусство. Она росла в довольно творческой семье. Отец был скульптором, а мать художником-иллюстратором. Уже в 10 лет Туве публиковала свои рисунки в детском журнале.
«Я полагаю, что каждое полотно, натюрморт, ландшафт, всё что угодно — в самой глубине души автопортрет».
На создание знаменитых муми-троллей юную художницу «вдохновил» философ Иммануил Кант. Как то с братом они затеяли спор о теориях мыслителя, карикатурный образ которого Туве нарисовала на стене уличного туалета их летнего домика. Получившееся изображение было скорее похоже на игрушечного бегемота, чем на философа Канта так ей понравилось, что стало потом своего рода эмблемой, которой она подписывала все свои рисунки.
«Я — художник и всегда им была, но в начале войны, в сороковые годы, я ощущала такое отчаяние, что начала писать сказки».
Фантазии о мире Муми-троллей стали для нее отдушиной и единственным способом справиться с чувством глубокой безнадежности от жестокости военного времени. Первая книга «Маленькие тролли и большое наводнение» была опубликована в 1945 году.
«Выдуманный мир моих муминов - это мир, по которому наверняка в глубине души тоскует каждый из нас».
В её сказках все автобиографично, начиная с долины, в которой проживают главные герои. Муми-дом Янссон «срисовала» с острова Большой Пеллинки в Финском заливе, где вместе со своей семьей каждое лето отдыхала на арендованной даче. Сами муми-тролли добрые, немного боязливые и всегда отзывчивые своеобразный автопортрет писательницы. В книгах словно существуют два разных мира, один детский – с его нестрашными приключениями, родительской опекой и заботой, фантазиями и проделками, другой взрослый, в котором герои сталкиваются с вопросами жизни и смерти, с печалью и тяготами бытия и с неизбежностью одиночества, даже если вас окружают друзья и близкие.
«Надо иногда менять что-нибудь. Слишком многое мы принимаем как должное, в том числе и друг друга».
Каждый герой книги – это отдельная личность. У каждого из них своя вселенная, собственные мысли, беды, радости, вершины и провалы. От создательницы, кроме черт характера и привычек, они унаследовали немного безмятежный и богемный образ жизни.
Кстати, многие взрослые читатели будут искренне удивлены одному факту. Что в этой, казалось бы, детской сказке не ходят на работу, беспечно бросают семью ради приключений, не обладают хорошими манерами и привычками, при этом герои стремятся обрести зону комфорта с любимыми людьми, которые безоговорочно принимают их такими, какие они есть.
Ведь в этом, почти что идеальном мире нет места политике и не нужно зарабатывать деньги. По утрам все пьют ароматный кофе с оладьями , обожают принимать гостей, для которых всегда готовы «ставить новые кровати и расширять обеденный стол». Их житейской мудрости стоит поучиться. Муми-мама к примеру, никогда не будет ругать за разбитую тарелку: «Эта миска всегда казалась мне некрасивой». Муми-папа любит размышлять над большими жизненными проблемами: «Зимы всегда довольно тяжёлые. Но, тем не менее снег — это волшебство». Снусмумрик опасается уюта и размеренной жизни, боится вещей, их власти над человеком, ведь «никогда не станешь по-настоящему свободным, если будешь чрезмерно кем-нибудь восхищаться». И Муми-сын, в целом храбр,но иногда трусит.
Эти забавные герои, словно маленькие психологи, учат оптимизму и доброжелательности, настраивают на миролюбивый лад и дают ощущение, что всё обязательно будет хорошо. Важной чертой мира созданного на страницах романа является атмосфера тепла и уюта, терпимости и принятия. Как истинным скандинавам, муми-троллям необходимо личное пространство, возможность побыть одним и спокойно поразмышлять на светлой веранде своего дома. К ним тянутся все – от громкоголосых хемулей до маленьких, пугливых зверьков, Тофсла и Вифсла тащат свой таинственный чемодан, одинокая и вечно холодная Морра приползает посмотреть на огонек их лампы, Туу-Тикки приводит малютку-невидимку, пострадавшую от жестокой критики.
Их круглый голубой дом на берегу реки всегда полон гостей, которые приходят без приглашения и живут, сколько им вздумается. Секрет их довольно прост- они безоговорочно принимают тебя таким, какой ты есть. Ведь причиной страдания являются не другие люди, а наши собственные негативные поступки и неведение.
«Это мы сами. Какие мы есть. Какими должны быть. Какими становимся, если нас разрушают страсти».
Повести Туве Янссон воспитывают без нотаций и наказаний. Они лишь показывают, что бескорыстная любовь и забота не требующая ничего взамен способны растопить даже самое холодное сердце и усмирить самого непослушного ребенка.
Несмотря на добрый посыл повестей, они все же порой подвергались критике за абсурдность сюжета, за поступки героев, которые часто были мотивированы сиюминутными желаниями, порывами и эмоциями и порой были абсолютно безответственны (вроде скатывания камней с горы). К тому же муми-тролли нарушают правила, могут позволить себе посквернословить и даже выпить пунш. И кажется, что вместо того, чтобы как настоящим героям сказок сражаться и преодолевать трудности, они лишь развлекаются и иногда томятся неясными чувствами, тоскуя по несбыточному. За эти два противоречивых мира, которые чудесным образом уживаются вместе, книги Туве Янссон любят и дети, и взрослые.
«Можно лежать на мосту и смотреть, как течёт вода. Или бегать, или бродить по болоту в красных сапожках, или же свернуться клубочком и слушать, как дождь стучит по крыше. Быть счастливой очень легко»
Михайлова Ольга, Детская Библиотека №145