Новости

ПУШКИН И МУЗЫКА. ОПЕРЫ НА ПУШКИНСКИЕ СЮЖЕТЫ

Журнал
Произведения А. С. Пушкина привлекали композиторов, видевших в творчестве классика трамплин для интерпретации и прекрасный литературный источник.
Безусловно, в первую очередь на язык музыки перекладывались стихотворения. Так появились романсы на стихи Пушкина, составившие золотой фонд музыкальной классики.

Но поэмы, повести и трагедии писателя также послужили основой многих музыкальных произведений. Особенно популярными стали оперы на пушкинские сюжеты. Мы поговорим о самых известных музыкальных драмах, в которых наиболее ярко передан дух Пушкина.

П. И. Чайковский «Евгений Онегин»

Пожалуй, самой известной оперой на пушкинский сюжет является опера «Евгений Онегин». П. И. Чайковского в первую очередь интересовала лирическая составляющая произведения. Не случайно, жанр оперы определён, как «лирические сцены».  А вот пушкинскими отступлениями об эпохе и людях пришлось пожертвовать, потому что они перегрузили бы музыкальное произведение, сделав его эпичным. Зато образы Евгения Онегина, Ленского, Татьяны и Ольги получились живыми и такими же наполненными, как у классика.

П. И. Чайковский «Пиковая дама»

История о трех картах не могла не заинтересовать П. И. Чайковского, поскольку авантюрное начало повести идеально подходило для либретто оперы. Композитор убрал пушкинскую вторую букву «н» из фамилии героя, таким образом, сделав фамилию именем. Если для Германа Чайковского три карты — это путь к счастливой жизни с Лизой, то для пушкинского Германна любовь Лизы — это путь к богатству, путь к заветным трём картам. Как мы видим, мотивация литературного и музыкального героя различны.

М. П. Мусоргский «Борис Годунов»

Пожалуй, «Борис Годунов» является третьей по популярности оперой на пушкинский сюжет.
Народная драма передана Мусоргским идеально. Герои, атмосфера, колорит эпохи, — все на высоте. Популяризации оперы способствовали и прекрасные исполнители оперы. Шаляпин, один из первых исполнителей царя, передал противоречивость Бориса Годунова, Атлантов и Нэлепп создали многоплановый образ самозванца. Опера примечательна как лирическими, так и эпическими сценами. Но в центре внимания все равно остается человек с его проблемами и стремлением к счастью. Поэтому из оперы особенно популярны дуэт Марины Мнишек и Лжедмитрия, а также монологи Бориса Годунова, показывающие душевные муки царя.

М. И. Глинка. «Руслан и Людмила»

Глинка живо интересовался творчеством Пушкина и поэтому неудивительно, что по мотивам поэмы классика он написал оперу. Это опера была особенно популярна в императорской России, но и сейчас произведение охотно берут в репертуар ведущие музыкальные театры.
Композитору удалось передать фольклорное начало Пушкина. Каватина Людмилы, Ария Руслана, Рондо Фарлафа — это, пожалуй, одни из самых удачных музыкальных моментов произведения, передавших сказочный дух поэмы.

С. В. Рахманинов. «Алеко»

Трагическая история любви русского парня Алеко и цыганской девушки Земфиры идеально подходила для оперного либретто, где бушующие страсти привычны и необходимы. Примечательно, что произведение было написано Рахманиновым в качестве дипломной работы в консерватории, но это не помещало опере занять достойное место на музыкальном Олимпе. В концертном исполнении особой популярностью пользуется монолог Алеко «Весь табор спит...», показывающий всю гамму чувств героя, испытывающего сильную душевную боль из-за неверности цыганки Земфиры.

П. И. Чайковский «Мазепа»

История любви Мазепы к крестнице и события Полтавской битвы стали основой оперы П. И. Чайковского, использовавшего поэму А. С. Пушкина «Полтава» как трамплин для интерпретации. Композитор облагородил образ предателя Мазепы, сделав его сложной и неоднозначной фигурой. Написанные арии также добавили романтической чуткости герою. Ариозо «О, Мария…» особенно популярно в концертном исполнении. Эту партию исполняли многие великие баритоны, включая Павла Лисициана и Дмитрия Хворостовского.

А. С. Даргомыжский «Русалка»

История любви благородного князя и простой дочери мельника заинтересовала Даргомыжского и на основе пушкинского сюжета он создал оперу. Сейчас произведение исполняется нечасто. Чаще звучат фрагменты из неё. Ария Князя «Мне все здесь на память приводит былое» входит в концертный репертуар большинства теноров. Собинов, Лемешев и Козловский любили исполнять этот музыкальный фрагмент.

Н. А. Римский-Корсаков «Моцарт и Сальери»

История зависти талантливого композитора Сальери к гениальному Моцарту и музыкальность стиха Пушкина не могли оставить равнодушным Римского-Корсакова, и на основе пушкинского сюжета он написал оперу «Моцарт и Сальери».
В этом произведении композитору удалось передать пушкинскую идею о несовместимости гения и злодейства.

Как мы видим, большинство композиторов брало за основу лирическую основу произведений Пушкина, отбрасывая социально-общественный пласт. Но при этом дух «солнца русской поэзии» присутствует во всех музыкальных воплощениях вопреки оперному схемантизму и сюжетным упрощениям.


Валентин Юнин, сотрудник библиотеки №151