Новости

ЭНРИКО КАРУЗО. КОРОЛЬ ТЕНОРОВ XX ВЕКА

Журнал
25 февраля 1873 в Неаполе родился тенор, с чьим именем у любителей классической музыки в первую очередь и ассоциируется опера. Интересно, что сам Лучано Паваротти называется вторым по значимости тенором после Энрико Карузо, а имя певца стало нарицательным обозначением одаренного исполнителя-вокалиста. 

Остановим внимание на наиболее важных событиях в его творческой биографии.

Прежде чем начать выступать в опере Энрико Карузо зарабатывал на жизнь пением в церкви и музыкальными выступлениями на улице.

Чтобы приблизить себя к мечте стать оперным певцом, он брал частные уроки пения у преподавателей вокала.

Когда певец достиг успехов в обучении, ему организовали прослушивание в местном оперном театре, но, несмотря на пройденное прослушивание, певец был вынужден оставить театр, так как репетиции шли вяло и никто не верил в будущий успех Карузо.

Однако упорство давало свои плоды. После службы в армии певец дебютировал в роли Туридду в опере Масканьи «Сельская честь». Хотя театр был любительским, Карузо удалось обратить внимание прессы на свой удачный дебют, благодаря чему певец начинает вскоре выступать на профессиональной сцене.

Вначале это были сцены третьестепенных театров, но успех о талантливых выступлениях Карузо распространялся очень быстро, благодаря чему он был замечен и приглашен в ведущий театр Италии «Ла Скала».


В «Ла Скала» певец познакомился и подружился с нашей легендой- Федором Ивановичем Шаляпиным.

Затем певец выступал в лондонском театре «Ковент-Гарден», также срывая мощные овации у публики.

Однако подлинное раскрытие таланта певца происходит в Америке, «Метрополитен-опере», где ему удалось исполнить практически весь ведущий теноровой репертуар.  Преимущественно это были роли в операх французских и итальянских композиторов. Исполнял он романтические роли, к числу которых можно отнесли роли Герцога из «Риголетто» и Альфреда из «Травиаты», а также партии, требующиеся драматической отдачи (Отелло из одноименной оперы, Радамес из «Аиды»).

Несмотря на то, что Карузо не удалось получить систематического музыкального образования, а чтению книг он предпочитал живое общение с людьми, певец, по воспоминаниям вдовы певца, с легкостью осваивал иностранные языки, что помогало ему с успехом исполнять произведения, написанные на иностранном языке. Тем не менее, арию Ленского певец исполнял на французском языке в типичной итальянской экспрессивной манере, что можно рассматривать как творческий эксперимент и попытку расширить репертуар.

Мы расцениваем обращение певца к партии Ленского в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» как дань уважения к русской культуре.

Певец популяризировал неаполитанские песни, исполняя их в концертных выступлениях. Эти песни мы можем слушать в дошедших до нас записях голоса певца.


Во многом популярность певца заключалась в том, что его голос прекрасно ложился на язык граммофона, также Карузо был присущи актерский темперамент и прекрасная вокальная техника.

 Под влиянием коллег, желавших того, чтобы певец передал накопленный вокальный опыт потомкам, он написал небольшую брошюру «Как правильно петь», представляющую интерес для студентов музыкальных вузов.

Скончался певец в 1921 году от осложнений, вызванных плевритом.

О жизни певца мы знаем по сохранившимся воспоминаниям современников. Наибольший интерес для нас представляют воспоминания вдовы певца Дороти Карузо «Энрико Карузо. Его жизнь и смерть».

Эта книга во многом послужила источником фильма о певце «Великий Карузо» с Марио Ланца в главной роли.

Певцу посвящена замечательная песня «Памяти Карузо», написанная итальянским композитором Луча Далла, вошедшая в репертуар ведущих теноров современности. Эта песня повествует о последних днях жизни прославленного певца как человека с большим сердцем.

Энрико Карузо стал королем теноров не только благодаря прекрасным вокальным данным, но и благодаря тому, что уделял большое внимание драматической составляющей роли, уделял большое внимание сценическому слову, фразировке, избегал театральных штампов, в каждую роль добавляя частицу себя. Это качество роднит его с величайшими оперными артистами начала XX века: Федором Шаляпиным, Леонидом Собиновым, Антониной Неждановой.

Дошедшие до нас записи Карузо являются свидетельством творческой самоотдачи артиста: ему удалось записать на граммофонные пластинки практически весь свой репертуар. Благодаря записям певца мир впервые познакомился с наиболее известными фрагментами из опер: песенкой Герцога из «Риголетто», «Застольной песней» из «Травиаты» и т. д.