Новости

95 ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА ГАБРИЭЛЯ ГАРСИА МАРКЕСА

Журнал
«В тот день, когда люди станут сами разъезжать в первом классе, а книги будут возить в товарных вагонах, наступит конец света»

Однажды в одном интервью Габриэля Гарсиа Маркеса спросили, что бы он сделал, если бы вдруг стал всемогущим волшебником? Ответ был неожиданным: «Изъял бы из числа написанного мной роман «Сто лет одиночества. Или на худой конец переписал бы его. Мне стыдно за эту книгу, потому что мне в силу ряда причин не хватило времени написать ее как следует».  Сложно поверить, что эти слова относятся к легендарному роману, который сразу же после публикации был признан шедевром латиноамериканской прозы ХХ века. 

И все же несмотря на то, что книга до сих пор имеет ошеломительный успех, Маркес всегда говорил, что сам бы никогда не стал читать собственное произведение, не будь он его автором. Он даже поставил условие, согласно которому экранизация романа практически невозможна. Тем не менее, стоит признать, что его творения – это гораздо больше, чем литература. Даже в переводе у Маркеса удивительно красивый литературный язык. В его произведениях простая обыденная жизнь становится чарующе загадочной. Эти книги можно перечитывать, каждый раз открывая для себя что-то новое. Впрочем, это неудивительно – ведь собственный жизненный путь писателя во многом перекликается с историями его героев.

«Единственный способ жить дальше – не давать воспоминаниям терзать себя»

Габриэль Гарсиа Маркес родился 6 марта 1927 года. Своим появлением на свет он положил конец семейным распрям. Его отец и мать поженились вопреки воли родителей. Полковник Николас Рикардо Маркес Мехия – дед по материнской линии считал, что его единственная дочь не может выйти замуж за телеграфиста без гроша в кармане. Кроме того, дед был ярым либералом, а отец – убежденным консерватором. В Колумбии это серьезная причина для вражды. Кстати, некоторые эпизоды его романа «Любовь во время чумы» взяты из реальной истории любви родителей. 

Свою мать будущий классик впервые увидел, когда ему исполнилось два года. Несмотря на это между ними всегда были теплые отношения. Каждое воскресенье Маркес звонил ей по телефону на протяжении многих лет в одно и то же время, в какой бы стране ни находился. Пожалуй, не было темы, которую бы они не обсуждали. И ни с кем он не был так искренен, как с ней. Она же, в свою очередь, была самым преданным поклонником его книг. Мать безошибочно находила ключ ко всем его книгам и всегда точно угадывала, кто являлся прототипом того или иного персонажа. 

Образ Сантьяги, героини «Хроники объявленной смерти», Маркес списал с нее. По словам автора: «Прочитав роман, она расстроилась, потому что всю жизнь пыталась скрыть свое, как она считала, некрасивое второе имя Сантьяга, а теперь о нем узнал весь мир». Со своим отцом Маркес познакомился в возрасте восьми лет, он то появлялся, то исчезал из жизни писателя. Несмотря на это, Маркес во многом считал себя ему обязанным, ведь именно тот привил ему любовь к чтению.

До этого времени мальчик воспитывался в доме дедушки и бабушки. Уйдя с военной службы, дед посвятил себя ювелирному делу. Его страстью было изготовление золотых рыбок, а когда выпадал свободный час, то бывший полковник всячески обучал своего любимого внука, который без конца засыпал его вопросами, начиная от гражданской войны и заканчивая явлениями природы. Между ними была особая связь – дед во всем поддерживал и понимал мальчика. И не ругал его за безудержную фантазию и страсть к сочинительству, которая порой переходила все границы. 

Когда все вокруг обзывали Габриэля лгуном и врунишкой лишь один дед молчал. Он был первым, кто разглядел в нем задатки будущего писателя. Маркес вспоминал, что «источником магического, суеверного и сверхъестественного взгляда на реальность» для него была бабушка. От неё он многое узнал о народных преданиях, духах, приметах и предзнаменованиях, которые впоследствии перекочевали в его произведения. По словам писателя, литературных учителей в его жизни было немало. И все они оказали огромное влияние не только на раскрытие его таланта, но и сформировали его как личность и определили его жизненный путь.

«.. литература – самая лучшая забава, придуманная, чтобы издеваться над людьми» 

Свое призвание Маркес нашел не сразу. В 1946 году по настоянию родителей он поступил в Национальный университет на юридический факультет и мог бы стать юристом или адвокатом, но через четыре года бросил учебу и решил посвятить свою жизнь журналистскому ремеслу. Кстати, тогда же он и познакомился со своей будущей женой Мерседес Барча Пардо, которая стала для него всем на свете. Прервав учебу, он с головой ушел в литературу. Огромное влияние на него оказало тогда творчество Вирджинии Вульф, Эрнеста Хемингуэя, Уильяма Фолкнера. 

Первые рассказы Маркеса, по его собственным словам, появились под влиянием книги Кафки «Превращение». Прочитав ее, он понял: то, что считалось запрещенным и недопустимым в литературе, на самом деле можно и нужно делать. Мировая слава пришла к нему поздно, уже после 40 лет. До этого были годы работы журналистом в небольших газетах и журналах. Маркес писал статьи, рецензии на фильмы, репортажи и рассказы, но серьёзных доходов от этих занятий не имел. Он даже хотел сочинять мыльные оперы и киносценарии – лишь бы добиться хоть какого-то признания. 

В 1961 год вышла повесть «Полковнику никто не пишет». Первоначально читатели эту повесть не оценили: из 2000 отпечатанных экземпляров было продано лишь около 800. Следующий его роман «Недобрый час» появился в 1966 году, другой вариант перевода – «Проклятое время». Именно тогда ему и пришел в голову замысел книги, впоследствии принесший мировую славу.

«Секрет старости заключается в том, чтобы войти в достойный сговор с одиночеством»

Может быть это случилось задолго до того момента, как он сел ее писать. Возможно, это произошло тогда, когда он еще маленьким мальчиком любил слушать рассказы-воспоминания о прошлом своих бабушки и дедушки. А может быть, идея пришла к нему, когда он в качестве корреспондента объездил половину земного шара.

Настал момент, когда его уникальные особенности – способность смотреть на события не глазами, а сердцем, и собранные по крупицам за долгие годы воспоминания, наконец-то дождались своего часа. Теперь он был готов поделиться с читателями жизнью семи поколений одной семьи. Маркес без сожалений бросил журналистику и ушел головой в работу на долгих 18 месяцев.

Придуманная им странная, поэтичная и одновременно причудливая история целого рода из городка Макондо – о семье, в которой чудеса столь повседневны, что на них никто не обращает внимания, завораживает с первых же строк. Клан Буэндиа взрастил святых и грешников, революционеров, героев и предателей, лихих авантюристов – и женщин, слишком прекрасных для обычной жизни. По мере погружения в события книги перед читателями предстает подлинная история Латинской Америки, описанная автором.

Первые издательства, в которые обращался Маркес со своей рукописью, не спешили пускать книгу в тираж. Слишком необычна и непривычна была манера его письма. Да и жанр магического реализма был новым и не особенно внушал доверие. В Буйэнос-Айросе нашелся лишь один издатель, разглядевший в необычном романе будущий мировой бестселлер.

Однако, изнуренный работой над своим шедевром, писатель во всех интервью нелестно отзывался о своем произведении, считая его незавершенным по-настоящему. Вслед за этой книгой последовали и другие, дополнившие главный труд его жизни: «Хроника объявленной смерти», «Любовь во время холеры», «Генерал в своем лабиринте», «Очень старый человек с огромными крыльями». Его литературная деятельность внесла неоценимый вклад в популяризацию латиноамериканской культуры. 

Для писателя всегда было важным иметь возможность реализовать себя и осуществить свою главную мечту, но все же главным смыслом жизни Маркес считал познать истинную любовь. Без которой, по его мнению, все вокруг скучно и бессмысленно. «Сердце, не пораженное вирусом любви, самым прекрасным и желанным недугом, черствеет, чернеет и рассыпается. Человек умирает из-за того, что его сердце перестает любить. Или устает любить. Если бы этого не происходило, весь мир, все человечество были бы совсем другими». 

В 1982 году Габриэль Гарсиа Маркес получил Нобелевскую премию по литературе «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».