Новости

НЕОРДИНАРНОСТЬ И СМЕЛОСТЬ. 211 ЛЕТ УИЛЬЯМУ ТЕККЕРЕЮ

Журнал
В этот день 211 лет назад родился английский писатель-сатирик, мастер реалистического романа – Уильям Мейкпис Теккерей. Подробнее о жизни и творчестве прославленного автора и карикатуриста – в нашей статье.

«Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце».

Писатель оставил после смерти весьма странное завещание своим дочерям. Он велел никогда не печатать своих воспоминаний о нем, а также не предавать гласности его семейную переписку. В чем секрет такой загадочности прославленного романиста-сатирика, мастера карикатур и пародий, автора литературного бестселлера «Ярмарка тщеславия», не знает никто.

Уильям Теккерей был личностью неординарной и смелой. Он не боялся критиковать общество в котором жил, обнажая его суетливость, поверхностность и другие пороки. Родился будущий классик английской литературы 18 июля 1811 года в Индии, где служили его отец и дед. Предки писателя происходили из старинной английской фамилии, проживавшей на протяжении долгого времени в графстве Йоркшир. В Лондон мальчик попал впервые в возрасте шести лет уже после смерти отца. 

Кстати, по пути в Англию, корабль, на котором плыл Уильям сделал небольшую остановку у острова Святой Елены. Маленькому Теккерею удалось увидеть великого Наполеона. Этот случай, навсегда запечатлившийся в его памяти, впоследствии был описан им в одном из произведений. 

В двенадцать лет Теккерей поступает на учебу в известную школу Чартерхаус. Учеба в Слотерхаузе (бойня), как он «ласково» называл свою школу, давалась непросто. Строгий директор, чопорные учителя, ненавистные ему греческий язык, геометрия и алгебра оставили в памяти писателя далеко не самые светлые воспоминания. Но уже тогда начал проявляться его дар большого остряка и сатирика.

Юный Теккерей был всеобщим любимчиком у сверстников за способность быстро сочинять стихи, в особенности пародии. Ничто в характерах товарищей не ускользало от его пытливого взгляда. Он любил посмеиваться над их слабостями, но в самой добродушной форме, так что никто не обижался. В феврале 1829 года, едва достигнув восемнадцатилетнего возраста, юноша поступает в Кембриджский университет.

«Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

За годы учебы Уильям не особенно углублялся в университетскую науку, зато много занимался верховой ездой, оттачивал навыки «джентльмена» и стал вращаться в высшем обществе. Ко времени пребывания Теккерея в Кембридже относится и начало его литературной деятельности. В маленьком университетском журнальчике «Сноб, литературный и научный журнал» было опубликовано курьёзное стихотворение «Тимбукту», которое судя по сатирическому тону, несомненно, принадлежало Теккерею. Более того, в университете ходили слухи, что сам журнал выходил под его редакцией. Впрочем, на этом писательская деятельность Теккерея-студента закончилась, как неожиданно завершилась и его учёба. 

Он пробыл в университете только шесть или семь семестров и вышел оттуда в 1830 году, не получив никакой ученой степени. Бросив учебу, он отправился в Германию. Путешествие стало знаковым для него, как для литератора, так как он встретился с Гёте. Жизнь на континенте была для молодого юноши вполне раздольной и беспечной: балы, встречи, театры и местное высшее общество, от которого Теккерей был в восторге. Впрочем, сей факт не помешал ему позднее описать местные нравы в романе «Ярмарка тщеславия», отозвавшись о них весьма нелестно, с присущим саркастическим юмором. 

После светской жизни Веймара, Теккерей с головой окунулся в богемный Париж, где прожил довольно долго. Во Франции он добросовестно изучал живопись, проводя целые дни в Лувре и копируя картины. Но, несмотря на все более жгучее желание сделаться художником, его успехи в живописи были весьма посредственны. Теккерей так и оставался всю жизнь художником-дилетантом, хотя рисовал бойко и легко. Однако его рисунки всегда были неправильны, что делало их еще больше похожими на карикатуры. И если в первом он так и не преуспел, то во втором был просто профи. 

Когда библиотека Теккерея была выставлена на продажу, на полях многих книг нашли его зарисовки. Большая часть из них впоследствии была собрана и издана отдельным томом с комментариями. Это издание называется «Теккериана» и содержит до тысячи отдельных карикатур и рисунков. Многие из них иллюстрируют выдающиеся моменты жизни Теккерея-романиста, его детства и юности.

 «Мир – это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение».
Несмотря на стремление стать художником, литературу Теккерей всё же не бросал. Он посылал время от времени в английские газеты статьи, освещавшие яркие и значимые события французской жизни. Небольшое наследство, полученное им по достижении совершеннолетия, позволяло вести богемный образ жизни вплоть до того момента, пока Уильям однажды не проиграл большую его часть в карты. В детстве и юности Теккерей никогда не знал нужды, теперь же ему пришлось испытать на собственном опыте, что такое – не иметь ни гроша. 

Кроме карт, он потратил приличную часть наследства на создание своего издательства, но и в этом деле успеха не добился. В довершение всех бед разорился индийский банк, на счету которого хранились последние оставшиеся средства его отца. Эти обстоятельства вынудили Теккерея начать зарабатывать на жизнь своим трудом. Долгие годы он печатался в различных периодических изданиях, параллельно сотрудничая с ними в качестве редактора и автора карикатур. Однажды он даже предложил Чарльзу Диккенсу проиллюстрировать его книгу «Записки Пиквикского клуба». 

Узнав о том, что известный писатель нуждался в художнике, Теккерей явился к нему, прихватив образцы своих работ. Диккенс отказал, и как потом впоследствии добродушно признавался сам незадачливый художник: «Пиквик был очень счастлив, что не он его иллюстрировал». Первой сольной публикацией Теккерея стал буклет «Флора и Зефир» с рисунками и ироничными подписями. Автор создал карикатуру на балетные клише. Затем в журнале Frazer’s Magazine был опубликован его первый роман «Кэтрин», а чуть позже вышла его «Книга ирландских зарисовок».

«В человеке роятся тысячи мыслей, о которых он даже не подозревает, пока не возьмется за перо, чтобы записать их».

По распространённому тогда обычаю, Теккерей печатался под псевдонимом. Публикуя на 36-м году жизни свой главный роман, он впервые подписался настоящим именем. «Ярмарка тщеславия», увидевшая свет в 1847-1848 годах, принесла автору настоящую известность. Кроме занимательного сюжета, Теккерей придумал для «Ярмарки» интересный прием – в романе несколько главных героев, вокруг которых происходят разные события. Их развитие которых можно было как продолжать дальше, так и резко завершить, чтобы, в зависимости от реакции читателей, растянуть или же закончить публикацию в журнале. 

Роман стал выходить отдельными ежемесячными выпусками с 1 февраля 1847 года, и уже тогда был очевиден успех книги. «Ярмарка тщеславия» стала обращать на себя внимание, о новом произведении Теккерея заговорили повсюду. Каждый новый выпуск ожидался все с большим и большим нетерпением. Последний, 25-й выпуск появился лишь в конце 1848 года. К этому моменту Уильям Теккерей стал популярнейшим писателем в Англии. Затем последовали романы «Пенденнис», «История Генри Эсмонда» и «Ньюкомы». 
Разорвав многолетнее сотрудничество с сатирическим журналом «Панч», в котором выходили такие его произведения, как «Записки сноба» и «Баллады о полисмене Икс», Теккерей начинает новую деятельность. Его публичные лекции, с которыми он выступал по всей Европе, а потом и в Америке имели успех у публики. Результатом таких поездок стали две книги: «Английские юмористы XVIII века» и «Четыре Георга». 

Несмотря на столь плодотворную литературную деятельность, «Ярмарку тщеславия» писатель считал своим особым произведением. «Бекки Шарп, – заметил он однажды одному знакомому, – сделала мою карьеру». И пускай произведения Уильяма Теккерея часто ругали за то, что он изображает преимущественно темные стороны жизни. Но как говорил он сам, «мои романы – это, прежде всего, сатира, а «добрый юмор – один из наилучших элементов одежды, которую можно носить в обществе»».