Новости

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА: КАК ЗНАМЕНИТЫЕ ДРАМАТУРГИ ИЗМЕНИЛИ ОДИН ИЗ САМЫХ ЗРЕЛИЩНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА?

Журнал
27 марта во всём мире отмечают Международный день театра. В 1961 году увлечённые театральным искусством люди обрели свой профессиональный праздник. Предлагаем вам узнать об истории зрелищного вида искусства и вспомнить знаменитых драматургов со всего мира.

История возникновения театра относится к временам Древней Греции. Театральные представления были приурочены к религиозным праздникам. Самым важным аспектом постановки была зрелищность: шумные песнопения, шествия со статуей Диониса, яркие маски – всё это привлекало пришедших на праздник зрителей. Со временем появились и отдельные драматические жанры.

Театральные постановки в Древней Греции проходили практически на улице. Но в этом была своя практическая польза, ведь число зрителей могло достигать сорока тысяч человек. Конечно же, обладателям мест, далеко находившихся от сцены, мимику актёров было не видно. Так появилась необходимость в гротескных масках. На каждую отдельную эмоцию (смех, страх, удивление) полагалась отдельная маска. Кстати, актёрами в те времена могли быть только мужчины, что также объясняет необходимость театральной маски. Актёры занимали высокое положение в обществе и имели различные льготы. Своеобразные субсидии выделялись даже малоимущим гражданам, чтобы они хотя бы раз в год могли приобщиться к прекрасному. 

Сначала в древнегреческом театре ставились только трагедии. Постепенно в репертуар вошли комедии. Интересно, что в те времена не существовало понятия премьерного показа, потому что все пьесы ставились лишь один раз. Сюжеты выдающихся драматургов Древней Греции, например: Эсхила и Софокла, не раз вдохновляли и до сих пор вдохновляют режиссёров на новые театральные постановки.
Римский театр взял за основу традиции, сложившиеся в Древней Греции. Отличия римского театра от греческого заключались в особенностях архитектуры и социальном статусе работников. Актёрами и постановщиками были рабы или люди низкого социального статуса. Помимо комедий и трагедий зрители могли посмотреть короткие фарсовые постановки (возможно, их можно назвать прародителями роликов в TikTok), мимы и пантомимы. 

Театр в России поначалу также не воспринимался как серьёзное занятие. Актёром в импровизированном «игрищном» театре мог стать любой желающий. Обычно любители зрелищного вида искусства собирались на ярмарках, где проходили весёлые кукольные представления. Лишь во времена царя Алексея Михайловича русский театр стал напоминать привычные нам постановки. Интересно, что первыми профессиональными актёрами были иностранцы и учащиеся. Самым важным в представлении того времени были декорации, а не актёрская игра. Скромнее выглядели спектакли школьного театра. Пьесы для него писали и ставили учащиеся Славяно-греко-латинской академии. Для постановок использовались библейские сюжеты или житейские предания.
В 1756 году был открыт Императорский театр. Именно эту дату можно считать рождением российского театра для широких масс.
Рассказ о знаменитых драматургах со всего мира хотелось бы начать с Уильяма Шекспира. Его лондонская жизнь неразрывно связана с театром «Глобус». Сначала Шекспир сам играл на сцене, но лавров в этом деле не сыскал. Хорошо изучив интересы зрителей, британский писатель стал мировым классиком. Театр «Глобус» вмещал более полутора тысяч зрителей, и к каждому Шекспиру удавалось находить подход. Лихо закрученные сюжеты, тонкая лирика и смелые шутки – всё это удалось соединить драматургу на сцене знаменитого театра.
Первой пьесой на все времена в истории российского театра стала «Недоросль» Дениса Фонвизина. Это была первая попытка выставить в комичном свете типичных персонажей своего времени.

Основоположником современного русского театра называют Александра Островского. Знаменитый драматург стал одним из первых авторов, писавших не только о народе, но и для народа. Его героями становились люди самых разных социальных слоёв. Помимо приближения театра к реальной жизни, Островский запомнился широким репертуаром пьес: от комедий от социально-психологических драм. Во главу угла теперь ставилась актёрская игра. Принципы театра Островского взял за основу своей концепции сам Станиславский. Актёр полностью вживался в образ, словно отрешаясь от своей личности.

Во всём мире любители театра знают и любят пьесы Антона Чехова. Сначала писателя упрекали в растянутости повествования. Но автор парировал критикам: его пьесы рассказывают об обычных людях и обычной жизни. Чехов уделял внимание мелким деталям: чаепитию, беседам о погоде и анекдотам не к месту. В ходе действия вы не увидите ни пылких объяснений в любви, ни дуэлей, ни философских монологов. При этом каждый зритель интуитивно чувствует, как рушится привычный мир героев пьесы.

Открытый финал, возможность самому домыслить окончание пьесы – визитная карточка ещё одного драматурга начала XX века. Речь идёт о Бернарде Шоу. Ирландский писатель создал новый жанр – интеллектуальная драма. Он указывал на недостатки людей с иронией, давал повод для размышления. Интересно, что пьесу «Дом, где разбиваются сердца» Бернард Шоу написал под влиянием творчества Антона Чехова.

Модернистский театр представил на суд зрителей театр абсурда. Чеховское растянутое повествование, ирония Бернарда Шоу и собственное видение жизни как «абсурда» являются отличительными особенностями пьес «В ожидании Годо» и «Лысая певица». Театр абсурда нередко вызывает недоумение у любителей классического искусства. К слову, в этом и состоит его основная задача. 

Театральная мода времён СССР прошла путь от остросоциальных пьес до произведений так называемой «молодёжной тематики». Популярный драматург 1960-х годов Виктор Розов вывел на сцену нового героя – современника, ищущего своё предназначение в жизни. На смену философским монологам пришли споры, в которых, как говорится, рождается истина. Современный театр даёт зрителям возможность поразмыслить над самыми разными и под час «неудобными» темами. 

Предпочитаете русскую или мировую классику? Или абсурдные пьесы? Или социально-бытовую драму? Театр XXI века предлагает поистине широкий репертуар.