Новости

ФАНТАСТИКА ИЛИ ДРАМА? ФИЛЬМЫ О ПОИСКЕ СЕБЯ В КОСМОСЕ

Журнал
С тех пор, как люди осознали своё место во Вселенной, космическое пространство остаётся главной загадкой для человечества. Космос постоянно переосмысливается как учёными, так и людьми искусства. Фильмы о космосе составляют огромный пласт в мировом кинематографе и бывают в самых разных жанрах. Сегодня мы расскажем о нескольких космических драмах, в которых отсутствует «экшн», но много идей для размышления.

Начнём мы с минималистичной британской киноленты «Луна 2112», которая в оригинале называется просто «Луна» (Moon). Этот фильм вышел в 2009 году, а снял его Дункан Джонс, сын Дэвида Боуи. По сюжету действие происходит в недалёком будущем. Астронавт-контрактник Сэм Белл в одиночку несёт вахту на лунной базе, контролируя добычу изотопа гелия-3, необходимого на Земле, чтобы выйти из энергетического кризиса. Жизнь на базе удручающе однообразна, а единственный товарищ Сэма – робот, запрограммированный помогать человеку. Вахта Сэма подходит к концу, на Земле его ждёт семья, и вроде бы следовало радоваться скорому возвращению, но что-то идёт не так. Сэм видит галлюцинации, путается в происходящем и обнаруживает на станции другого человека, который до безумия напоминает его самого. Знакомство с этим субъектом приводит к неожиданным последствиям.

«Луна» была снята на крошечный бюджет, особенно для научной фантастики. В фильме мало компьютерных эффектов, даже луноходы здесь – это модели, которые на съёмках буквально возили на верёвочке. Ко всему прочему эта история – театр одного актёра. Весь фильм вы будете видеть только Сэма (Сэмов?) и его космический быт. Белла сыграл Сэм Рокуэлл, хорошо известный благодаря роли главного антигероя в «Зелёной миле». Здесь он предстаёт в совсем другом образе: погружённый в себя астронавт, коротающий бесконечные дни в бездушном белом пространстве станции в обществе робота и странного чужака. Камерный антураж и актёрская игра глубоко погружают зрителя в состояние персонажа.

Любители красивых саундтреков оценят работу композитора Клинта Манселла. Его музыка сильно влияет на восприятие атмосферы, создавая пейзажи и настроения, которые не отражены визуально – их можно только услышать. Мысли зрителя текут синхронно звуковым волнам, то успокаиваясь, то срываясь на лихорадочный бег.

Строго говоря, «Луна» не является новаторским кино, но обладает уникальной атмосферой и ставит важные моральные вопросы. Вполне возможно, что скоро человечество задумается над ними на практике.

Наш следующий фаворит – американская картина Дени Вильнёва «Прибытие» (Arrival). Фильм вышел в 2016 году и вызвал восторг как у посетителей кинотеатров, так и у критиков. Одних только статуэток «Оскар» ему присудили 8 штук.

Фильм рассказывает о том, как над Землёй в разных местах появились огромные объекты-«ракушки» внеземного происхождения. По всему миру спецслужбы привлекают специалистов, чтобы разгадать тайну объектов. Одна из таких приглашённых – лингвистка Луиза Бэнкс, которую сыграла Эми Адамс. Время от времени у Эми случаются видения о её дочери, которая умерла от редкой болезни в юном возрасте.

На кораблях обнаружились пришельцы, и люди прозвали их гептаподами: эти существа имеют по семь щупалец и похожи на огромных сюрреалистичных головоногих. Задача Бэнкс – проникнув внутрь космического корабля, попытаться наладить с ними контакт. Несмотря на парализующий страх, Луиза добивается взаимопонимания с гептаподами и узнаёт невероятные вещи. Существа прилетели на Землю, чтобы помочь, но эта помощь – только звено в цепи связанных событий. Что касается самой Луизы, то благодаря пришельцам и собственной настойчивости она приобретает способность, которая полностью изменит её жизнь.
«Прибытие» – качественная и умная фантастика, у которой есть все шансы стать классикой жанра. Главное в фильме – ошеломляющий принцип, по которому начинает жить героиня. С ним всё произошедшее приобретает особенный смысл. Мы рекомендуем этот фильм тем, кто любит хорошенько подумать после просмотра хорошего кино. Кстати, сценарий был основан на рассказе американского писателя Теда Чана «История твоей жизни».

Завершается наша подборка фильмом «Другая земля» (Another Earth) Майка Кэхилла, вышедшим в 2011 году. Фильм использует фантастическую идею, чтобы раскрыть чувства героев, и больше подходит любителям драм, чем поклонникам сюжетов, смоделированных по научным фактам. Итак, учёные внезапно открыли в Солнечной системе планету, полностью идентичную нашей Земле. В дальнейшем выясняется, что и люди, и обстоятельства их жизней – всё на двух Землях было совершенно одинаково, пока жители обеих планет не узнали друг о друге. Что это даст людям – надежду или тревогу? Что бы вы сделали, повстречав самого себя? Такими вопросами предстоит задаться главным героям фильма – студентке Роде (Брит Марлинг) и композитору Джону Берроузу (Уильям Мэйпотер). По трагическому стечению обстоятельств жизни этих людей пересекаются в ночь открытия Земли-2, и в обеих судьбах происходит надлом. Каждый из них живёт, пытаясь справиться с потерей, а красной лентой через всю историю проходит чувство вины Роды перед Джоном.

Несмотря на сложность ситуации, сюжет оставляет зрителю свет в конце тоннеля. Земля-2 манит людей, планируется даже экспедиция на планету-близнец, и Роду выбирают для участия в ней. Это даёт героине шанс выйти из тупика.

«Другая Земля» – фильм, в котором даже не подкованный в науке человек найдёт достаточно грубые допущения, и в то же время картина привлекает холодным очарованием, тонко переданной палитрой эмоций. Тем более, идея параллельных миров сейчас очень популярна в астрофизике. Фильм хорошо подходит для меланхоличного настроя и просмотра в одиночестве.

Надеемся, вы уже выбрали себе космический фильм для апрельского вечера!