Новости

УЖАСНЫЙ МИР ГОВАРДА ЛАВКРАФТА

Журнал
В своих романах этот американский классик создал целые миры, населенные странными существами, которые получили название лавкрафтовские ужасы. Говард Филлипс Лавкрафт мастерски соединял жанры мистики, фэнтези и научной фантастики. Читая его произведения, как будто погружаешься в совершенно иной мир нереальных событий, которые будоражат воображение до дрожи.

От своих страхов он уже избавился в пятилетнем возрасте, когда гостил в доме деда, и тот весьма оригинальным способом помог любимому внуку излечиться от боязни темноты. Уиппл заставил юного Говарда пройти через несколько тёмных комнат в своём доме. Может кому-то и покажется это весьма жестоко, но на самом деле, между внуком и дедом была особая связь. Говард называл его центром своей вселенной.

Отчасти это так и было, ведь Уиппл заменил ему отца. Когда Говарду Лавкрафту было два года, его отец был помещён в психиатрическую больницу, где находился в течение пяти лет до своего освобождения и скорой смерти 19 июня 1898 года.

Уиппл писал своему внуку письма из деловых поездок, показывал  предметы искусства, привезённые из путешествий по Европе, и рассказывал страшные истории собственного сочинения. Впрочем, уже в шесть лет этот будущий гений ужасов писал и свои небольшие рассказы. Его любимым местом в доме деда была библиотека, где мальчик постоянно пропадал целыми днями. Там он познакомился с классической литературой, готической прозой и арабскими сказками Тысячи и одной ночи.

«Человек может играть силами природы лишь до определенных пределов; то, что вы создали, обернется против нас».

Смерть и похороны его бабушки Роби в 1896 году произвели на юного Лавкрафта глубочайшее впечатление, позднее отразившееся в его творчестве. Это трагическое событие положило начало ночным кошмарам. Своих первых мифических существ он «увидел» в страшных снах, которые затем преследовали его долгое время. Он называл их night-gaunts (в различных переводах «полуночники» или «ночные мверзи»), которые поднимали его в воздух и несли куда-то; сам Лавкрафт позже предполагал, что почерпнул этот образ из иллюстраций Доре к «Потерянному раю». А затем в 1908 году ушел из жизни и горячо любимый дед, что привело к череде нервных срывов, из-за которых Лавкрафт так и не окончил школу, чего всегда сильно стыдился. Он погрузился в депрессию, а его семья переживала большие финансовые трудности.

Выпавшие неприятности привели Сьюзи, мать Говарда к душевной болезни, и она попала в ту же лечебницу, где несколькими годами ранее умер её муж. Там она и провела свои последние дни и ушла из жизни  21 мая 1921 года. Сыну она писала до своих последних дней.

«Восставший может погрузиться в бездну, а
погрузившийся в бездну может вновь восстать».

Окружающий мир оказался для Лавкрафта не слишком приветливым. Только в мире литературы он нашёл свое спасение и утешение. Он много писал, в основном это были небольшие рассказы в жанре фантастики. В период с 1919 по 1923 годы он создал более 40 рассказов, в том числе в соавторстве. При этом основным источником заработка всю
сознательную жизнь для него являлась работа литературным редактором в развитой
в то время отрасли любительской литературной журналистики. Его писательский
дебют состоялся в1923 году. Журнал «Таинственные рассказы» опубликовал его
сказку о человеке, который оказался в Тихом океане, где повстречался с древним
богом Дагоном, который был описан как чудовище с пугающей внешностью.

В то же время  началась его активная  переписка с коллегами по перу, ставшая в итоге одной из самых объёмных в XX веке. Среди его корреспондентов были американский
писатель-фантаст Роберт Блох, Лорд Дансени – ирландский англоязычный писатель и
поэт, один из первопроходцев жанра фэнтези, и многие другие.

Вплоть до 1933 года Лавкрафт жил в «большом деревянном доме викторианской эпохи» по адресу Барнс-стрит, 10 (этот адрес является адресом дома доктора Уиллета из повести «Случай Чарльза Декстера Варда»). Этот период, возможно, наиболее интересный и продуктивный в жизни писателя. Он много путешествует по Новой Англии, по-прежнему ведёт активную переписку. Самые главные произведения Лавкрафта (иногда называемые «старшими текстами»), начиная с «Зова Ктулху», написаны именно в это время.

 «Человеку в этой жизни трудно обойтись без тайн и старинных легенд, без тех сказочных историй, что по ночам нашептывают друг другу планеты».

Как ни странно, но свои лучшие книги Говард Лавкрафт написал под влиянием ужасающих снов. Писатель создал целый литературный жанр «Странной фантастики» или «Лавкрафтовских ужасов». Какие же образы и идеи могли жить в его удивительной голове, в которой смешались болезненная мнительность, нагромождение страхов и потрясающая рациональность мышления? В начале своего творчества Лавкрафт придумывает сказочные города в Стране снов. Это не ужасы, а скорее сказки об ином мире, вдохновлённые произведениями лорда Дансени, с которым он долгое время состоял в переписке. В этих чудесных мирах нет ни времени, ни пространства, только бесконечные изумительные пейзажи и тысячи лет незамутнённого счастья. Всем бы жить в таком мире, да вот портят
его иногда знакомые жутковатые нотки. В этом и есть особенная черта рассказов
Лавкрафта. Где кажущаяся безмятежность и нега являются всего лишь видимостью,
за которой скрываются таинственные существа, похожие на изображения из античной
мифов. В рассказе «Безымянный город» описана древняя раса рептилий. Лавкрафт
внедряет в произведения мифологию Древнего Египта, Греции, Рима, Скандинавии и
легенды индейцев, кельтов, народов Африки. Но все они являются самобытными,
независимо от фольклора, потому что находятся в «Стране Лавкрафта». 

«Не вызывай того, кого не сможешь повергнуть».

Будучи очень талантливым писателем, Лавкрафт написал множество захватывающих ужасных историй. Но, пожалуй, самым особенным будет цикл «Мифы Ктулху». Для расширения своей читательской аудитории им впервые был использован жанр детектива. Лавкрафт создал мифологическую базу о существах древней расы, которые жили на Земле в доисторические времена, а также описал современные города, теряющие черты традиций под наплывом толп иностранцев. Типичные сюжетные «лавкрафтовские ловушки» содержат в себе туманное описание, нечитаемые имена, древние реликвии и вещи «без имени», а персонажам свойственна молчаливая загадочность. Образ Ктулху – владыки миров, спящего на дне Тихого океана, станет более известным, чем сам автор, его
создавший. О литературных достоинствах прозы Лавкрафта спорят до сих пор.
Современники его считали писателем-неудачником всего лишь с одним романом,
печатавшим рассказы в дешёвых журналах, где публиковали кого ни попадя. Лишь
после своей смерти Лавкрафт обрёл величие, которое не мог даже вообразить. Он
создал целую вселенную мира ужасов и стал классиком жанра хоррор.