Новости

«ЛОЛИТА» - ИСТОРИЯ РЕБЕНКА БЕЗ ДЕТСТВА [18+]

Журнал
Какие ассоциации возникают в вашей голове, когда вы слышите или читаете о Владимире Набокове? Скорее всего, вы думаете о самом громком романе «Лолита», широко известном в России и за рубежом. Произведение имело огромный успех и до сих пор порождает жаркие споры. В этой статье мы разберёмся, в чём особенность «Лолиты» и как нужно читать этот роман для большего раскрытия задумки.

Произведение «Лолита» Владимира Набокова вышло в 1955 году. Книга стала бестселлером, а кинолента закрепила этот успех. Однако не все были восхищены романом – за восторженными отзывами следовали осуждающие комментарии. Общество обвиняло Набокова в порнографичности, читатели сравнивали его с главным героем произведения, Гумбертом Гумбертом, который вступил в связь с 12-летней Лолитой. 

Столь откровенные романы в то время не выпускались, эта тема в целом была табуирована. «Лолитой» Набоков порвал все литературные шаблоны того времени. Как Владимиру Владимировичу пришла в голову идея романа – до конца не ясно. Ясно то, что он оставлял «пасхалки» в более ранних произведениях – «Даре» и «Лилит». Кроме этого, у писателя в архиве нашли газетные материалы о реальном похищении девочки. 

«Лолита» – своеобразная исповедь. Гумберт Гумберт в книге исповедуется в своих грехах, преступлениях и проступках, а мы, читатели, должны либо отнести его к виновным, либо оправдать. Для написания произведения Набоков позаимствовал литературные приемы у авторов детективов – в романе есть преступник и жертва. Только в случае с «Лолитой» мы детально представляем преступника, более того – он сам выступает в роли рассказчика, а жертву вычислим ближе к концу истории. 

Сам писатель не хотел, чтобы его роман считали порнографическим. Набоков характеризовал произведение так: «Это книга о печальной судьбе ребенка: вполне обыкновенной маленькой девочки, захваченной отвратительным и бессердечным человеком». 

Читателю сложно интерпретировать роман с позиции автора, потому что мы видим историю глазами главного героя, который описывает Лолиту как очень хитрую совратительницу. Но если внимательно прочитать или перечитать произведение, то можно заметить множество несостыковок в повествовании Гумберта. Очевидно, он сам запутался, поэтому его показаниям сложно верить. 

Чтобы посмотреть на историю без оценки Гумберта, а объективно, с позиции третьей стороны, стоит обратиться к предисловию романа. В нем Набоков говорит, что поверхностно читать этот роман бесполезно – если относиться к нему как к развлекательному чтиву, придется довольствоваться легким шлейфом, который оставит история. В предисловии он обращается к ряду эпизодов, где Гумберт ведет себя самым жалким образом. Становится ясно, что главный герой – жестокий мужчина, который лишил детства маленькую девочку и сломал ей жизнь. 

Роман очень противоречив: поведение героев нельзя расценивать однозначно, а автор в своем повествовании опускается от возвышенной лирики до жестокого сарказма и наоборот. Эта игра действий и слов используется с определенной целью: заставить читателя хорошенько поразмыслить над происходящим, углубиться и докопаться до истины.

Подобного рода игру можно увидеть в самых примитивных вещах: автор повторяет число 12 при каждом удобном случае – к тому моменту, как Лолита встретилась с Гумбертом, ей было 12 лет. Она родилась через 12 лет после того, как главный герой впервые испытал влечение к маленькой девочке. История циклична, события повторяются, Набоков потрясающе играет со смыслами и загадками. Это не поверхностный роман и легкое чтиво – это история о печальной судьбе ребенка, глубокая и неоднозначная история.