Новости

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ОПЕРЫ

Журнал
Из ранних опер, представляющих особый интерес для современных слушателей, стоит назвать музыкальную драму «Орфей и Эвридика», написанную Кристофом Виллибальдом фон Глюком   (1714–1787), немецким композитором, которого ряд музыковедов считает предтечей Моцарта. Основой либретто послужил античный миф, что было типично для произведений периода классицизма. Драма примечательна тем, что в ней музыкальное развитие целиком подчиняется драматическому развитию. Иными словами, «Орфей и Эвридика» представляет собой оперу в ее современном понимании. В настоящее время из этого произведения чаще всего звучит ария Орфея. Изначально эту партию исполняли кастраты, но сейчас ее с успехом поют контртенора и тенора-альтино. Так или иначе, ария Орфея требует от исполнителя особой полетности голоса, вокального мастерства и безупречных высоких нот.


А теперь поговорим об операх австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) «Волшебная флейта» и «Дон-Жуан».


«Волшебная флейта» стала важным этапом в развитии оперы. В ней разговоры (речитативы) гармонично сосуществуют с ариями. Опера представляет собой законченное музыкально-драматическое произведение, в котором трагические элементы перемежаются с забавными эпизодами. Соединение драматического и комического делает «Волшебную флейту» интересной массовому слушателю.


«Дон-Жуан» является, пожалуй, одной из самых популярных опер Моцарта. Увертюра, передающая трагизм эпохи, прекрасные оперные ансамбли, музыкально и драматически безупречная сюжетная линия. Стоит сказать, что в изображении Дон-Жуана Моцарт отошел от общепринятых штампов, сделав героя яркой личностью, а не просто ловеласом. И второстепенные, и эпизодические герои оперы также интересны слушателю, так как любая партия в «Дон-Жуане» мелодически выразительна.


Важную роль в развитии оперы сыграл итальянский композитор Джоаккино Россини (1792–1868), написавший около 40 опер, но в настоящее время на сценах музыкальных театров чаще всего идет «Севильский цирюльник».


«Севильский цирюльник» представляет собой оперу-буфф (комическую оперу). Литературной основой либретто послужила одноименная драма Бомарше. Стоит сказать, что Россини бережно отнесся к авторскому тексту, музыкальными средствами передав колорит пьесы. Исполнение данной оперы требует от вокалистов безупречного владения техникой бельканто (красивого пения) и драматического мастерства. В концертном исполнении особое внимание привлекают внимания каватина Розины и Альмавивы, а также ария дона Базилио о распространенности клеветы в современном мире.


Итальянский композитор Гаэтано Мариа Доницетти (1797-1848) также популяризировал оперу. Из написанных им музыкальных драм наибольшую популярность обрело произведение «Любовный напиток».


«Любовный напиток» Доницетти представляет собой трансформацию оперы-буфф. В опере присутствует и комедийные, и романтические элементы, более того, лирическое и комическое начала в равной степени присущи музыкальному произведению. Особой популярностью из этой оперы пользуется ария Неморино «Украдкой пролитая слеза». Эту арию блистательно исполняли Энрико Карузо, Пласидо Доминго и Лучано Паваротти.



Нельзя не упомянуть итальянского композитора Винченцо Беллини (1801-1835), внесшего большой вклад в развитие и становление оперы-сериа (трагической оперы). Каждый дуэт и ария в его операх служит не для демонстрации вокальных данных исполнителей, а для раскрытия музыкального и драматического содержания. В настоящее время чаще всего исполняется опера «Норма».


«Норма» Беллини является величайшим образцом оперной драмы в стилистике бельканто. Перед нами трагическая история любви верховной жрицы. Ария Нормы «Casta diva» входит в репертуар величайших певиц-сопрано. В прошлом ее блистательно пела Мария Каллас, Монтсеррат Кабалье, а сейчас Анна Нетребко. Примечательно, что героиня романа Ольга «Обломов» Гончарова исполняет этот музыкальный фрагмент, что отражает популярность этого произведения в литературных кругах.


Говоря об оперной классике нельзя не назвать Джузеппе Верди (1813-1901). Произведения этого композитора составляют основу репертуара музыкальных театров мира. Оперы «Травиата», «Риголетто», «Аида», «Трубадур», «Отелло» привлекают поклонников жанра музыкальной драматургией, романтическим началом и реалистическими тенденциями.


Остановимся на двух операх композитора «Травиата» и «Отелло».


Литературной основой «Травиаты» послужил роман Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Верди удалось передать драматизм истории любви куртизанки Виолетты и дворянина Альфреда. Ансамблевая составляющая оперы показывает дух и колорит эпохи. Арию Альфреда блестяще исполняли Карузо, Лемешев, Козловский, Паваротти. А партия Виолетты звучала в исполнении М. Кабалье, Г. Вишневской и Р. Скотто.


Опера «Отелло» принадлежит к числу наиболее вокально сложных произведений. Не случайно, партию Отелло предпочитают исполнять певцы на закате творческой карьеры. В этой роли блистали Марио дель Монако, Атлантов, Доминго. Драматическая основа оперы (одноименная трагедия Шекспира) не подвергалась сюжетной упрощению. Перед оперными слушателями разворачиваются настоящие шекспировские страсти.


Передаче романтических настроений в опере способствовал Жорж Бизе  (1838-1875). В настоящее время из всего его творчества наиболее известна драма «Кармен». «Кармен» Ж. Бизе вошла в сокровищницу мировой оперы. Литературным первоисточником либретто послужила одноименная новелла Мериме. Эта опера стала подлинным открытием для музыкального театра. Вниманию слушателей предстали и зрелищные массовые сцены, и лирические дуэты героев, а также арии, написанные в разных музыкальных стилях. В опере зазвучали и хабанеры, и куплеты Тореадора, и цыганские песни. К сожалению, первый показ спектакля был провальным, поскольку любители оперы тогда не были готовы к такому реалистическому отображению жизни.


Вашему вниманию были представлены наиболее известные оперы. Этот музыкально-драматический жанр впоследствии повлиял на становление оперетты и мюзикла. Поэтому анализируя оперное наследие, мы лучше понимаем современные веяния музыкального театра.